Заикание у детей

Вы услышали, что ваш малыш, когда обращается к вам либо к кому-то другому, начинает свою речь с повторения одних и тех же тягучих звуков, которые прерываются? Хотя раньше вы за ним такого не наблюдали?

В беседе он пытается вам что-то рассказать, но постоянно обрывает первую фразу, чтобы снова начать с нее? А его темп речи временами теряется из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата? Все это симптомы заикания, которому, в большинстве случаев, подвержены мальчики, в возрасте 4-5 лет. Потом мальчик вырастает и становится красивым зрелым мужчиной, а вот заикание остается с ним еще на долгие и долгие годы.

Причины заикания

Врачи утверждают, что основным условием для его возникновения может быть поражение головного мозга еще в период беременности, при родах, в младенчестве. Протекает обычно бессимптомно. Поэтому может оставаться не замеченным ни врачами, ни родителями. Такое заикание называют врожденным. В таких обстоятельствах, в первую очередь необходимо посетить врача-невропатолога, чтобы определить тип и потом уже его лечить. Лечением врожденного недуга занимаются врачи.

Существует еще другой тип заикания – психогенный, который приобретается в результате психотравмирующих событий в раннем детстве.

Это может быть сильный испуг, связанный с ситуациями, когда ребенок является свидетелем либо участником физического насилия, психологического давления, постоянных семейных конфликтов и ссор  или других психотравмирующих обстоятельств.

Типичным примером психогенного заикания, когда именно травмирующие события детства послужили причиной возникновения подобного недуга, может служить фильм, основанный на реальных фактах: «Король говорит!» (рекомендую к просмотру). В нем четко показано, как заикание становится результатом мощных тревожных  переживаний, с которыми в раннем возрасте психика не могла справиться и память их вытеснила. Вот только подавленные чувства ушли вглубь подсознания и продолжали управлять поведением уже взрослого человека, давая о себе знать в самые неподходящие для него моменты.

По теме:  Как узнать, что делают дети в детском саду?

Чтобы не допустить перетекания такого нарушения во взрослую жизнь, с ним нужно работать еще в дошкольном возрасте.

Замечали ли вы, что малыш может отлично владеть материалом, но теряется и не может выразить свои мысли вербально? В ситуациях стресса заикание лишь усиливается.

В школьные годы могут возникнуть дополнительные проблемы – сверстники нетерпимо относятся к заикающемуся однокласснику.  Ребенок становится ранимым, начинает стесняться самого себя и бояться взаимодействия с людьми. Он испытывает страх быть высмеянным, так как ему все тяжелее устанавливать контакт. Он избегает социума, стремится к одиночеству, замыкается в себе, проявляет нерешительность и не желает выступать публично.

И чем старше он будет становиться, тем сложнее будет избавиться от заикания.

Лечение заикания

От психогенного заикания нужно избавляться комплексно:

  1. Занятия с психологом.
  2. Занятия с логопедом. Логопедические занятия позволят освоить правильную технику речи, проработать мышцы лица — артикуляционный аппарат и звукопроизношение. Программа устанавливается логопедом.

Я, как практикующий психолог и песочный терапевт, в своей практике активно применяю песочную терапию, во время которой происходит работа с крохой на глубинном уровне его психики.

Курс терапии носит длительный характер. Желательно проводить 1-2 встречи в неделю. Продолжительность программы песочной терапии зависит от того, насколько сильной была травма и как малютка может с ней справиться.

Как проходит песочная терапия?

Терапия  является незаметной для наблюдателя и безопасной для ребенка. Все процессы запускаются внутри, а внешне видна лишь игра.

Ребенок подходит к песочнице и начинает строить  в ней свой мир. Во время построения пальчики взаимодействуют с неструктурированной средой. Через тактильные ощущения начинается стимулирование части мозга, отвечающей за речь, подключается работа правого полушария мозга.

По теме:  Психолог в детском саду. Для чего?

В процессе создания песочного мира малыш выступает в разных ролях. Он может быть художником, режиссером и актером. Активно использует воду, любые фигурки животных, зверей, птиц, сказочных героев, людей, конструктор, пластилин, природные материалы и предметы быта. То есть все то, что ему хочется взять в данный момент.

Включается фантазия. Придумываются различные сюжетные игры, в которых участвуют выбранные персонажи. Они становятся и жертвами, и злыми колдунами и демонами, и отважными воинами и спасителями, которые  преодолевают по сценарию крохи те или иные препятствия.

Советы психолога

В свою очередь, я рекомендую родителям:

  • Создать благоприятную атмосферу в семье.
  • Не выяснять отношений в присутствии детей.
  • Не применять физические наказания.
  • Окутать ребенка вниманием и любовью.
  • Проводить с ним совместные игры.
  • Стараться избегать длительного просмотра телевизора и компьютера.
  • Мягко стимулировать его к общению через сюжетно-ролевые игры.
  • Давать возможность малышу рисовать красками. Ведь путем смешивания красок и создания различных форм на бумаге он может выплеснуть весь свой негатив. Вы сами обнаружите, если понаблюдаете, как кроха вначале может рисовать все черным, постепенно добавляя другие цвета. И вот, страшная бесформенная маска на бумаге перестает быть страшной и приобретает более веселые детали – зеленый бантик, розовые цветы на голове или смешные оранжевые веснушки. Подобные творческие занятия дают возможность справиться со своими страхами, победить их, преодолеть, и даже посмеяться над ними.

Своевременно оказанная помощь позволяет избежать дальнейших проблем в будущем и помогает сформировать в ребенке полноценную личность.

Записаться к детскому психологу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *