Самооценка напрямую связана с тем, что чувствует по отношению к себе ребенок. Уважает ли он себя или чувствует себя никчемным и недостойным?
Чувства ребенка очень важны. Они дают ему важные и необходимые ориентиры в жизни. Он чувствует, когда он голоден или насытился, когда ему холодно или жарко, когда ему радостно или грустно, одиноко и страшно. И то, как отражаются чувства в родительской семье, напрямую влияет на его эмоциональное развитие и, как следствие, на его дальнейшее поведение.
Проведенные учеными исследования подтверждают, что если в период младенчества матери могли быть доступными и внимательными, отзывчивыми и последовательными, то их дети вырастают с надежным стилем привязанности. Они становятся способными больше доверять миру, легко идут на контакт со сверстниками, им не нужно доказывать свою ценность, они ее впитали с младенчества.
А вот те матери, которые были непоследовательны — то заботились о младенце, то пренебрегали его нуждами, способствовали формированию у ребенка тревожно-амбивалентной привязанности, которая впоследствии порождает неуверенность в себе и страх быть покинутым.
Есть еще одна категория матерей – нечувствительных, депрессивных, отвергающих, враждебных. В таких условиях ребенок вырастает с низкой самооценкой. В нем много страха, грусти, злости, тревоги, зависти, безразличия. Такие детки дезорганизованны и дезориентированы. С одной стороны, они стремятся к привязанности, а с другой, избегают ее, а в отношениях с другими держат дистанцию.Такие дети постоянно сомневаются в себе. Им приходится всю жизнь доказывать свою ценность, демонстрировать свою значимость. И чаще всего, за счет обесценивания других.
Если в детстве в своей семье ребенок постоянно подвергается критике, осуждению, высмеиванию, обесцениванию, то его оценка себя будет недостаточно адекватной.
Вот примеры из реальных диалогов. К сожалению, я их слышу регулярно:
Если сломалась игрушка и малыш грустит, он ждет сочувствия и поддержки, а не фразы: «Ой, ну что ты ревешь? Купим новую!»
Если сын на тренировке не добился желаемого результата, он не ждет от вас критики и осуждения: «Ты что, не видел, куда мяч летит? Какой ты неповоротливый! Растяпа!»
Если дочь после занятий танцами не сняла форму, а надела теплую одежду сверху, она вовсе не хочет злить маму и слышать: «Не, ну ты нормальная? У тебя мозги есть? Ты думала своей головой, когда это делала? Бестолочь! За что ты мне такая досталась?!»
Очень часто, мы — родители, забываем, что ребенок — это Личность. Он не механизм, который должен работать по нашей инструкции и строго выполнять свою роль. Да, у него есть некоторые обязанности, согласно возраста. Но, у него есть и права, и свои желания, и свои чувства и эмоции. И да, он тоже умеет злиться, как и взрослый, когда что-то идет вразрез его ожиданиям.
И тогда, наша родительская роль заключается именно в том, чтобы собрать негатив ребенка в свой родительский контейнер, озвучить его чувства, присоединиться к ним, проявить эмпатию. Ведь ребенок не хочет получить от нас подсказки что конкретно ему делать, когда он затоплен эмоциями. И он не хочет быть наказанным за то, что он переживает. Он просто ждет, что его услышат, поймут, разделят его чувства и не оставят в одиночестве.
Как вы думаете, человек, не уважаемый своими собственными родителями, который для них всего лишь «функция», сможет ли он сам уважать себя и чувствовать себя Личностью?
Записаться к детскому психологу вы можете в контактах.