Развитие ребенка в 2-3 года.

Что будет интересовать ребенка после двух лет и как он будет дальше развиваться? Период с 2 до 3 лет для ребенка является переходным. За этот год малыш научится активно использовать накопленный словарный запас, усовершенствует уже имеющиеся у него навыки, научится использовать предметы не по прямому их назначению, к 3 годам адаптируется к игре со сверстниками при взаимодействии с ними, а не просто рядом… и еще многое, многое другое. Итак, все по порядку.

Физическое развитие.

  • Любит ходить, ускоряясь и замедляясь, использует ходьбу задом наперед.
  • Ходит по узкой дорожке (доска 15-20 см шириной), приподнятой над землей на 15 см.
  • Свободно переступает через предметы – поднимает ногу и переносит ее приставным шагом.
  • Умеет переступать через натянутую на высоте 10-20 см от пола веревку без поддержки.
  • Прыгает на месте, отрывая от пола обе ноги, вокруг обруча, как зайка. Впрыгивает внутрь обруча.
  • Перепрыгивает с поддержкой по островкам (пенечкам, колесам, через ручеек).
  • Учится вертеться на одной ноге.
  • Бегает как в одном направлении, так и в разных (до 30 сек.). Любит останавливаться по сигналу СТОП. Имитирует бег лошадки, мышонка.
  • Поднимается и спускается по ступеням, иногда придерживаясь за поручень.
  • Взбирается на гимнастическую стенку и слезает с нее, держась руками.
  • Свободно открывает двери, как толкая вперед, так и потянув ручку на себя.
  • Учится держать равновесие, стоя на одной ноге.
  • Подлезает под кровать или натянутую веревку, высотой 30-40 см от пола.
  • Перелезает через препятствия.
  • Мяч – гоняет ногами.
  • Катает и ловит катящийся мячик, сидя на полу. При этом отталкивает его как двумя, так и одной рукой.
  • Закатывает мяч  на расстоянии 1,5-2 м в ворота, шириной от 50 см.
  • Учится стоя ловить мячик руками. Подбрасывает его вверх, но поймать — еще не удается.
  • Перебрасывает мячик через натянутую веревку на высоте вытянутой вверх руки малыша.
  • Бьет об пол мяч и пытается его поймать.

Развитие речи, связь и общение.

  • Продолжает комментировать все, что видит. Речь еще не четкая, но понятная.
  • Построение предложений из 3 и более слов.
  • Использует прилагательные.
  • Применяет вежливые слова – спасибо, пожалуйста, здравствуйте.
  • Задает вопросы:

к 2 годам и 6 месяцев: Где? Куда? (Где собака? Куда убежала собачка?)

к3 годам: Почему? Когда? (Когда придет мама?).

  • Понимает и вспоминает поступки из недавнего опыта своей жизни.

Например, мама сегодня говорит: «Пойдем на те качели, на которых катались вчера? Там рядом есть каруселька. Покатаемся». Для ребенка ситуация воспринимается как новая, но со знакомыми действиями, которые уже совершались.

  • Рассказывает стихи с мамой, вначале дополняя последнюю фразу, а к трем годам может рассказывать короткие четверостишья наизусть:
По теме:  Развитие ребенка в 1,6-1,9 года.

Муха, муха – Цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла.

 

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит? Слон!

Откуда? От верблюда

Что вам надо? Шоколада.

Для кого? Для сына моего.

  • Из сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» по картинкам:

к 2г 6мес — понимает сюжеты и учится пересказывать;

к 3г – пересказывает знакомые сказки.

  • Продолжает пополнять свой словарный запас, с замиранием слушает, как звучат сложные слова.
  • Повышается интерес к играм своих сверстников. Наблюдает и повторяет их движения, используя речь.
  • Малыши в этом возрасте могут улыбаться друг другу и тут же толкаться и отбирать понравившуюся игрушку.
  • Для ребенка по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями, близкими. Малыш ждет одобрения своих действий со стороны родителя:

Какой Ваня молодец! Как красиво  построил башню! Умничка Ваня!

  • К 3 годам все чаще проявляет свою самостоятельность. Пытается демонстрировать свою независимость. Приближается к кризису 3 лет.

Моторика.

Для крохи очень важна правильно подобранная развивающая среда. Какие игрушки купить, чтобы они не оказались лишними и ненужными? Как подобрать в магазине именно то, что необходимо малютке по возрасту? Все это читайте в статье: » Какие игрушки нужны!»

Навыки:

  • Самостоятельно раздевается и одевается (рубашка, колготки, штанишки, шапка).
  • Свободно манипулирует в одежде кнопками.
  • Учится застегивать пуговицы. Крупные пуговки даются легко, мелкие – сложно.
  • Завязывать шнурки еще не умеет.
  • Приносит тарелку и ложку для еды.
  • Может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу.  При этом ложку держит в правой руке, опуская ее в тарелку, слегка наклоняясь над столом.
  • Пьет из чашки, не проливая содержимое. Старается не пачкать одежду и стол.
  • Удерживает хлеб левой рукой, умеет откусывать небольшие кусочки.
  • Обращает внимание на испачканные руки, лицо, показывает взрослому, что испачкался, пытается вытереться самостоятельно салфеткой.
  • Улавливает непорядок за столом (отсутствие салфетки, наличие крошек) и демонстрирует свои замечания.
  • Гигиена – намыливает руки мылом, моет их круговыми движениями, подставляет ладошки под струю воды, стряхивает капельки с рук, вытирает их полотенцем. Уверенно водит зубной щеткой по зубам, расческой по волосам.
  • Продолжает играть в песочнице и делать куличики разных форм.

Лепка

  • От мягкого пластилина или теста отщипывает кусочки, крошит его.
  •  Умеет катать колбаски, шарик, любит сдавливать шарик в лепешку в виде блюдечка. На лепешках пластилина выдавливает печати в виде рисунка.
  • При помощи стеки (пластмассового ножичка в наборе с пластилином) учится разрезать колбаски на маленькие кусочки.

Изобразительная деятельность

  • Продолжает любить рисовать красками, фломастерами.
  • Рисовать карандашами не очень любит, так как их приходится надавливать. (Для правильного захвата лучше использовать трехгранный карандаш).
  • Умеет не просто рисовать линии – вертикальные, горизонтальные, пересекающиеся, а связывает их уже с конкретными образами (Дождь капает, травка растет).
  • Рисует округлости (круги) наподобие мяча, солнце.
По теме:  Если ребенок боится воды.

Конструирование и игры с предметами:

  • Активно использует предметы заместители:

 «Мама, на кашу!» — протягивает ребенок пластиковую кастрюльку, полную песка.

«Это лошадка!» говорит мальчик, оседлав палку и прыгая по комнате.

  • Быстро складывает пирамидку из 6 колец.
  • Строит из кубиков различные постройки, которые участвуют уже в сюжете. (Дом с трубой для куколки из цилиндров, кирпичиков и призмы, машина из кубиков, гараж из кирпичиков).
  • По-прежнему привлекают шершавые кубики, которые между собой могут сцепляться. Активно проявляет интерес к конструированию из Lego.
  • Складывает крупную мозаику. Формирует  из нее цветочки – серединка белая, лепестки красные и т.д.
  • Учится играть в лото-животные. Находит одинаковые картинки, кладет их рядом.
  • Формирование навыков работы с бумагой – отрывать, сминать ее в комочки.
  • Использует инструменты для сюжетных игр. Если нужно починить стол или отремонтировать машинку – находит пилу, отвертку, плоскогубцы и применяет по назначению.
  • Овладевает навыками создания общего рисунка из 2 разрезных картинок.
  • Добавляет к играм шнуровку с большими дырками. (Дерево с фруктами).
  • Играет вместе со взрослым в пальчиковый кукольный театр.

Интеллектуальное развитие.

  • Во время игры обдумывает и планирует свои действия.
  • Отчетливо понимает свое имя и фамилию и отзывается на них.
  • Делает выбор исходя из своих предпочтений.
  • Наблюдает за действиями взрослого и подражает ему.
  • Продолжает играть с различными геометрическими формами. Различает на слух фигуры по форме и цвету: кирпичик, кубик, призма, шар. Если мама просит «Дай мне синий кубик» или «Дай мне красный кирпичик», ребенок может их находить и показывать.
  • Знает, называет и находит все основные цвета. Как научить ребенка различать цвета читайте здесь.
  • Различает количество предметов — где одна игрушка, а где много.
  • Отчетливо различает большой – маленький. На просьбу: «Покажи, где большая матрешка? А где маленькая?» показывает пальчиком.
  • Учится выстраивать кубики, матрешек с разницей в 3 см в размерах по росту – от большого к маленькому и наоборот.
  • Подбирает и группирует предметы, с которыми знаком в быту по общему признаку (посуда, одежда, обувь, транспорт, мебель).
  • Умеет листать страницы книг, указывает пальчиком на рисунки и описывает (пересказывает) знакомый сюжет сказок.
  • Продолжает рисовать на бумаге в ее пределах. Видит четкие границы.
  • В танце — приседает, пружинит, крутит туловищем, хлопает в ладоши, замирает в какой-нибудь позе, по сигналу  изображает действия животного.
  • Продолжает выполнять просьбы взрослого.
  • По надобности регулярно просится на горшок. Как приучать к горшку, смотрите здесь.
  • Применяет безобидные хитрые уловки.

 Выражение чувств и эмоций.

  • Продолжает получать удовольствие от возможностей своего тела – ходить вперед-назад, бегать, прыгать, переступать через предметы.
  • Пересказывая сюжет сказок, сопереживает главным героям, сопровождая свои чувства жестами и мимикой. Использует цитаты из сказок: «Беда, беда, бегите скорее сюда!»
  • Активно выражает недовольство. Может сердиться, возмущаться, жаловаться, бормоча и жестикулируя.
  • Выражает свою любовь через объятия и поцелуи.
  • По-прежнему ожидает от родителей проявления их любви и внимания.
  • Расплывается в улыбке, когда получает одобрение и похвалу за свои достижения. Ждет словесного поощрения своих успехов.
По теме:  Когда новорожденный начинает слышать?

 Что любит и хочет.

  • Все подвижные игры (прятки, догонялки, лазалки).
  • Упражнения в равновесии, бег, ползание, прыжки: «Давай будем ползать, как змея, или прыгать как зайчик?!»
  • Физкультурные минутки со стихами, хороводы.
  • Игры в мяч: бить по нему ногой и бежать за ним вдогонку.
  • Логоритмика. Слушать, повторять слова, двигаться в такт.
  • Танцевать под веселые песни.
  • Любые игры на музыкальных инструментах с элементами угадывания: «Что звучит?»
  • Кататься на качелях, каруселях.
  • Всевозможные игры с песком, крупой, водой.
  • Игры на исследование и наблюдение (бросать камень в лужу и следить за брызгами, ловить игрушечных рыбок на магнитную удочку, наблюдать, как ползет жук по дорожке и т.д.).
  • Играть со взрослым в пальчиковые игры, дыхательные упражнения.
  • Слушать, когда читают стихи о животных, потешки.
  • Листать любимые сказки, пересказывать сюжет по картинке.
  • Книжки с иллюстрациями зверей, животных, птиц.
  • Конструировать постройки уже в сюжетной игре (дом для куклы, гараж для машинки).
  • Складывать сортер.
  • Пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаика, лото-животные, шнуровка.
  • Цеплять и снимать прищепки, вешать магниты.
  • Использовать строительные инструменты в сюжете (бить молоточком по гвоздику, ремонтировать машину отверткой)
  • Ролевые игры (покормить куклу, разговаривать по телефону и т.д.).
  • Смотреть кукольный театр.
  • Лепить из теста, пластилина (катать, плющить, соединять, разрезать).
  • Рисовать красками, фломастерами, цветными ручками.
  • Помогать маме в быту (подмести и помыть пол, принести ложки, поставить чашки).

Помните, что ребенок  2-3 лет еще очень быстро утомляется и имеет непоследовательное поведение. Поэтому, подбирая развивающие игры для малыша, чередуйте смену его игровой деятельности каждые 2-3 мин. Ведь 5 минут одного и того же дела – это очень много для него. Более длительное время кроха может  проводить за занятием с водой, песком или творчеством (рисованием красками, лепкой).

Вам необходима консультация детского психолога?

Возможна работа по Skype.  Контакты для связи.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *