В период с 1 года для малыша характерно активное передвижение. Кто-то только начинает делать свои первые шаги без поддержки, а кто-то ходит уже везде. Если очень торопится к интересному предмету или яркой игрушке – чередует шаги с ползанием. Любой способ достижения цели считается нормальным.
Физическое развитие.
- Ходит без опоры. Может приседать и снова вставать и идти.
- Использует любые способы передвижения — ходьба может сменяться ползанием и снова ходьбой.
- Хорошо ползает, садится на корточки, снова встает.
- Учится ходить назад, придерживаясь руками.
- Залезает на стул, кресло.
- Все меньше хочет сидеть в закрытом высоком стульчике.
- Заползает по ступеням.
- Подпрыгивает как зайка, без отрыва стопы от пола.
- Умеет ходить на двух руках и двух ногах (как медведь на четырех лапах). При этом ноги и руки выпрямлены. Любит наблюдать в таком положении из-за своих ног за перевернутым миром.
- Старается удерживать равновесие при передвижении на четырехколесной игрушке. Следите, чтоб у такой игрушки было широкое основание и сиденье располагалось низко к полу.
- Придерживаясь за четырехколесную игрушку (детскую машинку) руками, может садиться на нее и вставать.
- Без помощи взрослого садится на лошадку-качалку, раскачивается, встает сам, придерживаясь руками за игрушку.
- Толкает впереди себя игрушку-каталку на палке во время самостоятельной ходьбы.
- Тянет игрушку на веревочке за собой во время передвижения.
- Любит ходить между полок в торговых центрах. Бросает руку родителя и самостоятельно передвигается, с интересом наблюдая за содержимым полок.
Моторика.
- Юный исследователь. Трогает все, что можно ухватить.
- Ходит по комнате и приносит предметы по чьей-то просьбе.
- Нажимает все кнопки (пульт от ТВ, телефон).
- Щелкает выключателем света в комнате.
- Выдвигает ящики.
- Опустошает коробки.
- Толкает дверь, чтоб открыть.
- Открывает дверцы шкафов, достает содержимое полок и бросает на пол.
- Дергает висящие шнуры.
- Играет со струей воды.
- Намыливает руки мылом.
- Использует расческу, зубную щетку.
- Ест ложкой густую пищу. Учится есть жидкую пищу ложкой, но еще проливается.
- Делится своей едой. Предлагает всем сухарики, печенье, бублики.
- Пьет из чашки.
- Помогает себя одевать.
- Хлопает ладошками друг о друга.
- Надевает на руки несколько колец от пирамидки и носит как браслеты.
- Если дать в руку конфету карамельку в обертке и показать, как ее разворачивать, будет повторять делать это самостоятельно.
- Ставит кубики друг на друга.
- Листает страницы книг, показывает пальчиком на картинки и комментирует.
- Рисует карандашом каляки-маляки.
- Подбрасывает мячик руками и смотрит, куда катится.
- Машет ручкой при прощании.
Развитие речи, связь и общение.
К языку тела все больше и больше присоединяется словесный язык. Малыш развивает свое умение в произношении. Начинает больше говорить. Некоторые слова произносит внятно. При этом ребенок многое понимает, но сказать еще не может.
- Старается повторять слова, услышанные в разговоре с кем-то.
- Произносит не полностью слово, а лишь его части.
- Добавляются в речи слова, имитирующие звуки животных (щелкает языком, подражая лошадке; морщит носик и шипит как ежик…).
- Словарный запас разборчивых слов: Ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, нет (машет головой в стороны), ням-ням, на-на-на, ка-ка.
- Произношение слов – намеков, когда взрослый должен сам догадаться, что подразумевает малыш:
Кхх, Ксс, Кись-кись, далее Мяу – это Кошка.
Ссс, далее Ав-Ав – это Собака.
Кх-Кх, далее Ква-Ква – это Лягушка.
Ко-ко – это Цыпленок, курочка.
Каг – это Ворона, каррррр.
Кау – это Коза.
Га-га – это Гуси.
Кья –кья – это Кря-Кря, Утка.
Кап-Кап – это Дождь.
Ки-Ка – это Часы Тик-так
Пыг – Прыгать.
Буц-Буц – это Мяч.
Ба-би – это Барби.
Пи-Пи – это Мышка.
- Копирует повадки взрослых. Если в семье кто-то плюет на пальцы, чтоб перевернуть страницу при чтении, малыш непременно начнет делать так же.
- Умеет повторять за мамой элементарные движения.
- Если достать камеру или фотоаппарат, будет позировать.
Интеллектуальное развитие.
- Складывает пирамидку.
- Ставит кубики один на другой.
- Подбирает соответствующие по форме крышки к кастрюлькам.
- Проталкивает геометрические фигуры в подходящие отверстия сортера.
- Цилиндрические предметы разного диаметра и размера – маленькие вставляет в большие.
- Может показать пальцем «Один год!», если перед этим продемонстрировать нужный ответ.
- В танце — приседает, пружинит, крутит туловищем, хлопает в ладоши.
- Наблюдает, если кто-то рисует, жестом просит взрослого что-нибудь нарисовать.
- Выбирает книгу на полке, какую хочется.
- Выполняет простые просьбы: иди сюда, дай мне книгу, возьми игрушку, принеси телефон, положи на полку.
- Реагирует на слова — нельзя, стоп, опасно.
- Откликается на свое имя, поворачивая голову.
- Провожает маму взглядом, если та выходит из комнаты.
- Помнит, где спрятана игрушка, если накрыть ее платком.
- Любит играть с солнечным зайчиком. Ловит его ладошками.
- Помогает маме по хозяйству: метет веником пол, вытирает тряпкой полки, держится за трубу пылесоса во время уборки.
- Знает, где хранятся вещи. Если мама застилает постель, всегда помогает заправить простынь, расправляет покрывало.
- На призыв «Давай измерим температуру» — поднимает и опускает ручку для градусника.
- Нравится нюхать коробочки. Если видит нарисованные цветы – тоже будет их нюхать.
- В этом возрасте может показывать на горшок и, при желании, сходить туда. Но контролировать процесс мочеиспускания не может. Как приучать к горшку, смотрите здесь. Если написал в штанишки, без подгузника, и видит лужу под собой, будет показывать на нее пальцем и говорить: «аяяй» и качать осуждающе головой.
- Узнает книги по картинкам. Выполняет просьбы: «Принеси книгу про Курочку Рябу!» — приносит.
- Идентифицирует картинки знакомых книг. Знает, где про репку, про цыпленка.
Выражение чувств и эмоций.
- Восторгается своим умением ходить.
- Сопереживает главным героям сказок. В книге «курочка Ряба» имитирует страдание деда и бабки, показывает, как они плачут – качает головой в стороны и издает горловой звук.
- Стишок «Мишка косолапый по лесу идет». Показывает действиями, как -«…шишка отскочила, прямо мишке в лоб…» – ладошкой по лбу себя хлопает, на слова «…и ногою – Топ» — сердито стучит ножкой.
- Умеет выражать недовольство. Может долго возмущаться, при этом что-то бормоча и жестикулируя. Если ударяется ножкой, может говорить: «Но…Но…Но..» — ругаться и сердиться на обидчика, даже если этот обидчик – стул, стена или упавший на ногу маленький деревянный кубик.
- Выражает свою любовь через объятия и поцелуи. Если мама сидит на диване, малыш может взобраться на него, подойти сзади мамочки и обнять ее за шею, за спину.
- На просьбу: «Поцелуй маму!» – будет прижиматься губами к маминой щеке и слюнявить.
Что любит и хочет.
- Играть в пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Этот мальчик – мама», «Ладушки».
- Физкультурные минутки «Мишка косолапый», «Большие ноги шли по дороге».
- Игры в мяч: бросать, ловить, бить по мячу ногой.
- Все подвижные игры, где можно ползать, ходить, убегать, прыгать.
- Сидеть верхом на спине или плечах мамы или папы и кататься в таком положении.
- Игры в прятки.
- Толкать впереди себя палку-каталку с гремящей игрушкой на конце.
- Тянуть на веревочке за собой игрушки: машинку, уточку, сороконожку.
- Раскачиваться на лошадке-качалке, ездить на детской машинке, перебирая ногами и отталкиваясь от пола.
- Кататься на качелях, каруселях.
- Игры на музыкальных инструментах: барабан, пианино.
- Имитировать звуки разных животных.
- Кубики – построить и поломать башню.
- Сортер с разными формами.
- Рисовать карандашами, красками, используя ладошки, пальцы, поролоновые тампоны.
- Слушать, когда читают стихи о животных, потешки.
- Любимые сказки: Курочка Ряба, Цыпленок, Репка, Кошкин дом, теремок, Три медведя.
- Книжки с картинками зверей, животных.
- Слушать и повторять слова из Логоритмики, петь и танцевать под детские песни из мультфильмов.
- Смотреть мультфильм «38 попугаев», «Винни-Пух».
Если у вас появились дополнительные вопросы, вы можете задать их детскому психологу.
Для записи на консультацию контактная информация
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!