Моей дочери 2,9 лет. Она часто капризничает. Бывает, по пустяку. А если что-то идет не по задуманному ею — все, истерика- самая натуральная. Она начинает сразу громко плакать, все швырять. Это что — кризис 3 лет? Просто о нем столько говорят! А мы с дочерью, может, уже находимся в кризисе и не знаем об этом? Светлана, 24 года.
Кризис 3-х лет – Я Сам!
Каждый ребенок развивается индивидуально, согласно своего темпа развития. Это значит, что кризис трех лет может наступить чуть раньше или чуть позже этого срока. А в современных условиях развитие ускоряется и проявление кризиса можно наблюдать уже в 2,5 года. И чем старше будет становиться человек, тем меньше будет четких совпадений кризиса с возрастом.
Что такое кризис? Как он проявляется? И самое главное, что делать?
Кризис – это период развития, в течение которого меняется состояние психики через расширение границ дозволенного, прохождение и преодоление препятствий. Почему преодоление? Потому что по своей воле родители эти границы не раздвигают. Считают, что ребенок еще слишком мал и многое делать не умеет. А он в ответ протестует и пытается показать, насколько он уже самостоятелен.
Если малютка воспитывается в авторитарном режиме, проявление кризиса будет более жестким.
Если родители будут подавлять предыдущий кризис крохи, то сила выражения последующего будет мощнее. В подростковом возрасте он проявит себя и компенсирует недополученное (не будет ни с чем считаться).
Когда родитель действует импульсивно, на эмоциях, либо поступает подобно маленькому ребенку – ничего хорошего не выходит. В случае, когда карапуз дерется или кусается, а вы начинаете повторять его же действия по отношению к нему (даете сдачи или кусаете его в ответ), он не перестает это делать в дальнейшем, а воспринимает как очередную игру. А взрослый, уподобляясь малютке, запускает свои собственные , не прожитые в определенном возрасте, механизмы.
Как проявляется кризис?
- Отрицание – все наоборот. Мама предлагает одно, а ребенок требует противоположное.
- Упрямство. Желание настоять на своем. Ситуации, когда на улицу берутся все возможные игрушки, а играет палочкой, найденной на дороге. Либо в дождь надеваются босоножки.
- Капризничает без четких требований.
- Истерики, как протест, сопровождающиеся криком, топаньем ног, битьем кулаков об пол или стену.
- Выражение агрессии – плюется, кусается, дерется.
- Оскорбление взрослого. Обзывает разными словами.
- Появление тревожности. Возникновение первых страхов.
Если вы заметили эти симптомы в возрасте около 3 лет, это считается возрастным кризисом.
Если же период проходит, а симптомы присутствуют – это ситация, когда ребенком зафиксировалось определенное поведение на неверные действия взрослых (устрою истерику, и мне все дадут).
Малыш пробует себя, учится взаимодействию с окружающим миром (получится у меня манипулировать или не получится). И если в ответ на его грубость и агрессию отвечать этим же, родители смогут добиться успеха лишь на короткое время. Ребенок будет побежден, но получит невроз, который в дальнейшем будет выражаться через вредные привычки – сосать пальцы, грызть ногти, появится беспокойный сон. Особенно это касается детей с низким порогом чувствительности.
Что делать родителям в период кризиса?
- Выстроить день ребенка так, чтоб его нервная система не переутомлялась.
- Режим дня с чередованием сна и бодрствования. Если малыш днем не хочет спать, уговорить полежать или спокойно посидеть.
- Если ребенок сильно устал, он переутомился и тогда ему сложно уснуть. Его возбуждение перерастает в перевозбуждение. Может начать капризничать, плакать, требовать непонятно что. Не ждите, что он просто уснет, как взрослый. Ему надо помогать успокоиться (лечь рядом, погладить по голове, рассказать сказку).
- Пересмотреть свое отношение к питанию крохи и не циклиться на нем. Учитывайте, что все дети едят периодами – то едят все подряд, то не заставишь. Насильно кормить не стоит. Лучше разнообразить предлагаемые блюда. Если не съел сейчас, значит, не голоден и съест позже.
- Не поддерживать истерики – не поощрять, но и не сосредотачивать на них свое внимание. Ребенок учится понимать, что подобным негативным поведением он не сможет ничего добиться. В таких случаях его следует завлечь чем-то интересным (эффект неожиданности), унести в другое место или домой, особенно если вы находитесь на людях. Быть рядом, спокойно и сдержанно принимать его состояние и пытаться сконтейнировать его чувства. Когда малютка успокоится – не наказывайте, а обязательно подарите ему свою любовь в виде объятий и поцелуев. Он не может обойтись без истерик, но после них он непременно должен ощутить, что он все равно хороший. Это очень важно для него – чувствовать себя любимым.
- Если кроха замахивается для удара, перехватите его руку и отвлеките вообще от сложившейся ситуации. Это сделать легко, потому что внимание у детей в этом возрасте еще непроизвольно, то есть не зависит еще от воли ребенка и возникает автоматически. Но обычно к этому времени взрослый сам уже «закипает» от своих эмоций и не всегда может справиться с собой.
- Чтобы не было взрыва, предоставлять маме возможность передохнуть и просить кого-то иногда побыть с малышом. Это могут быть бабушки, дедушки, папа, няня.
- Не давать сильную нагрузку на левое полушарие мозга. Если обучаете, то обязательно через игру и образы.
- Учитывайте, что это период физической активности малыша. Он не может сидеть на одном месте. Ему необходимо движение.
- Ваш ребенок важнее мнения окружающих о нем. Если вам становится стыдно за то, что он не хочет делиться своими игрушками с другими детьми, уходите с ним из этого места. Гуляйте пока изолированно. Придет время, и он сам начнет делиться и меняться ими с другими детьми. Лучше играть без детей и их родителей, нежели выслушивать, как плохо ведет себя ваш малыш, угождать им в просьбе утихомирить своего кроху. Если вы планируете поход в ресторан, заранее продумывайте ситуацию, есть ли там условия для нахождения вас с ребенком.
- Не разрешайте чужим дядям и тетям воспитывать вашего ребенка. Обычно это делают прохожие люди преклонного возраста: «Ай, какой ты плохой, сейчас тебя полицейский заберет!» Более молодое поколение такого себе не позволяет. Но все же…Никто не имеет права ругать и поучать чужих детей. Взаимодействие должно происходить только на уровне взрослых.
- В три года ребенок умеет ревновать свою маму. Он хочет быть единственным и не желает делить ее еще с кем-то. И когда появляются младшие братья или сестры, он тяжело это переживает. Важно в таких обстоятельствах давать много любви малышу, чтоб он чувствовал себя самым-самым любимым!
Милые Мамы!
Если Вы гордитесь своими детьми — Вас видно сразу – Вы светитесь!
Если стыдитесь – Ваши чувства считываются окружающими и тогда они начинают манипулировать вами.
Гордитесь своим ребенком, любите его, окутывайте заботой и вниманием.