Что будет интересовать ребенка после двух лет и как он будет дальше развиваться? Период с 2 до 3 лет для ребенка является переходным. За этот год малыш научится активно использовать накопленный словарный запас, усовершенствует уже имеющиеся у него навыки, научится использовать предметы не по прямому их назначению, к 3 годам адаптируется к игре со сверстниками при взаимодействии с ними, а не просто рядом… и еще многое, многое другое. Итак, все по порядку.
Физическое развитие.
- Любит ходить, ускоряясь и замедляясь, использует ходьбу задом наперед.
- Ходит по узкой дорожке (доска 15-20 см шириной), приподнятой над землей на 15 см.
- Свободно переступает через предметы – поднимает ногу и переносит ее приставным шагом.
- Умеет переступать через натянутую на высоте 10-20 см от пола веревку без поддержки.
- Прыгает на месте, отрывая от пола обе ноги, вокруг обруча, как зайка. Впрыгивает внутрь обруча.
- Перепрыгивает с поддержкой по островкам (пенечкам, колесам, через ручеек).
- Учится вертеться на одной ноге.
- Бегает как в одном направлении, так и в разных (до 30 сек.). Любит останавливаться по сигналу СТОП. Имитирует бег лошадки, мышонка.
- Поднимается и спускается по ступеням, иногда придерживаясь за поручень.
- Взбирается на гимнастическую стенку и слезает с нее, держась руками.
- Свободно открывает двери, как толкая вперед, так и потянув ручку на себя.
- Учится держать равновесие, стоя на одной ноге.
- Подлезает под кровать или натянутую веревку, высотой 30-40 см от пола.
- Перелезает через препятствия.
- Мяч – гоняет ногами.
- Катает и ловит катящийся мячик, сидя на полу. При этом отталкивает его как двумя, так и одной рукой.
- Закатывает мяч на расстоянии 1,5-2 м в ворота, шириной от 50 см.
- Учится стоя ловить мячик руками. Подбрасывает его вверх, но поймать — еще не удается.
- Перебрасывает мячик через натянутую веревку на высоте вытянутой вверх руки малыша.
- Бьет об пол мяч и пытается его поймать.
Развитие речи, связь и общение.
- Продолжает комментировать все, что видит. Речь еще не четкая, но понятная.
- Построение предложений из 3 и более слов.
- Использует прилагательные.
- Применяет вежливые слова – спасибо, пожалуйста, здравствуйте.
- Задает вопросы:
к 2 годам и 6 месяцев: Где? Куда? (Где собака? Куда убежала собачка?)
к3 годам: Почему? Когда? (Когда придет мама?).
- Понимает и вспоминает поступки из недавнего опыта своей жизни.
Например, мама сегодня говорит: «Пойдем на те качели, на которых катались вчера? Там рядом есть каруселька. Покатаемся». Для ребенка ситуация воспринимается как новая, но со знакомыми действиями, которые уже совершались.
- Рассказывает стихи с мамой, вначале дополняя последнюю фразу, а к трем годам может рассказывать короткие четверостишья наизусть:
Муха, муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? Слон!
Откуда? От верблюда
Что вам надо? Шоколада.
Для кого? Для сына моего.
- Из сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» по картинкам:
к 2г 6мес — понимает сюжеты и учится пересказывать;
к 3г – пересказывает знакомые сказки.
- Продолжает пополнять свой словарный запас, с замиранием слушает, как звучат сложные слова.
- Повышается интерес к играм своих сверстников. Наблюдает и повторяет их движения, используя речь.
- Малыши в этом возрасте могут улыбаться друг другу и тут же толкаться и отбирать понравившуюся игрушку.
- Для ребенка по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями, близкими. Малыш ждет одобрения своих действий со стороны родителя:
Какой Ваня молодец! Как красиво построил башню! Умничка Ваня!
- К 3 годам все чаще проявляет свою самостоятельность. Пытается демонстрировать свою независимость. Приближается к кризису 3 лет.
Моторика.
Для крохи очень важна правильно подобранная развивающая среда. Какие игрушки купить, чтобы они не оказались лишними и ненужными? Как подобрать в магазине именно то, что необходимо малютке по возрасту? Все это читайте в статье: » Какие игрушки нужны!»
Навыки:
- Самостоятельно раздевается и одевается (рубашка, колготки, штанишки, шапка).
- Свободно манипулирует в одежде кнопками.
- Учится застегивать пуговицы. Крупные пуговки даются легко, мелкие – сложно.
- Завязывать шнурки еще не умеет.
- Приносит тарелку и ложку для еды.
- Может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу. При этом ложку держит в правой руке, опуская ее в тарелку, слегка наклоняясь над столом.
- Пьет из чашки, не проливая содержимое. Старается не пачкать одежду и стол.
- Удерживает хлеб левой рукой, умеет откусывать небольшие кусочки.
- Обращает внимание на испачканные руки, лицо, показывает взрослому, что испачкался, пытается вытереться самостоятельно салфеткой.
- Улавливает непорядок за столом (отсутствие салфетки, наличие крошек) и демонстрирует свои замечания.
- Гигиена – намыливает руки мылом, моет их круговыми движениями, подставляет ладошки под струю воды, стряхивает капельки с рук, вытирает их полотенцем. Уверенно водит зубной щеткой по зубам, расческой по волосам.
- Продолжает играть в песочнице и делать куличики разных форм.
Лепка
- От мягкого пластилина или теста отщипывает кусочки, крошит его.
- Умеет катать колбаски, шарик, любит сдавливать шарик в лепешку в виде блюдечка. На лепешках пластилина выдавливает печати в виде рисунка.
- При помощи стеки (пластмассового ножичка в наборе с пластилином) учится разрезать колбаски на маленькие кусочки.
Изобразительная деятельность
- Продолжает любить рисовать красками, фломастерами.
- Рисовать карандашами не очень любит, так как их приходится надавливать. (Для правильного захвата лучше использовать трехгранный карандаш).
- Умеет не просто рисовать линии – вертикальные, горизонтальные, пересекающиеся, а связывает их уже с конкретными образами (Дождь капает, травка растет).
- Рисует округлости (круги) наподобие мяча, солнце.
Конструирование и игры с предметами:
- Активно использует предметы заместители:
«Мама, на кашу!» — протягивает ребенок пластиковую кастрюльку, полную песка.
«Это лошадка!» говорит мальчик, оседлав палку и прыгая по комнате.
- Быстро складывает пирамидку из 6 колец.
- Строит из кубиков различные постройки, которые участвуют уже в сюжете. (Дом с трубой для куколки из цилиндров, кирпичиков и призмы, машина из кубиков, гараж из кирпичиков).
- По-прежнему привлекают шершавые кубики, которые между собой могут сцепляться. Активно проявляет интерес к конструированию из Lego.
- Складывает крупную мозаику. Формирует из нее цветочки – серединка белая, лепестки красные и т.д.
- Учится играть в лото-животные. Находит одинаковые картинки, кладет их рядом.
- Формирование навыков работы с бумагой – отрывать, сминать ее в комочки.
- Использует инструменты для сюжетных игр. Если нужно починить стол или отремонтировать машинку – находит пилу, отвертку, плоскогубцы и применяет по назначению.
- Овладевает навыками создания общего рисунка из 2 разрезных картинок.
- Добавляет к играм шнуровку с большими дырками. (Дерево с фруктами).
- Играет вместе со взрослым в пальчиковый кукольный театр.
Интеллектуальное развитие.
- Во время игры обдумывает и планирует свои действия.
- Отчетливо понимает свое имя и фамилию и отзывается на них.
- Делает выбор исходя из своих предпочтений.
- Наблюдает за действиями взрослого и подражает ему.
- Продолжает играть с различными геометрическими формами. Различает на слух фигуры по форме и цвету: кирпичик, кубик, призма, шар. Если мама просит «Дай мне синий кубик» или «Дай мне красный кирпичик», ребенок может их находить и показывать.
- Знает, называет и находит все основные цвета. Как научить ребенка различать цвета читайте здесь.
- Различает количество предметов — где одна игрушка, а где много.
- Отчетливо различает большой – маленький. На просьбу: «Покажи, где большая матрешка? А где маленькая?» показывает пальчиком.
- Учится выстраивать кубики, матрешек с разницей в 3 см в размерах по росту – от большого к маленькому и наоборот.
- Подбирает и группирует предметы, с которыми знаком в быту по общему признаку (посуда, одежда, обувь, транспорт, мебель).
- Умеет листать страницы книг, указывает пальчиком на рисунки и описывает (пересказывает) знакомый сюжет сказок.
- Продолжает рисовать на бумаге в ее пределах. Видит четкие границы.
- В танце — приседает, пружинит, крутит туловищем, хлопает в ладоши, замирает в какой-нибудь позе, по сигналу изображает действия животного.
- Продолжает выполнять просьбы взрослого.
- По надобности регулярно просится на горшок. Как приучать к горшку, смотрите здесь.
- Применяет безобидные хитрые уловки.
Выражение чувств и эмоций.
- Продолжает получать удовольствие от возможностей своего тела – ходить вперед-назад, бегать, прыгать, переступать через предметы.
- Пересказывая сюжет сказок, сопереживает главным героям, сопровождая свои чувства жестами и мимикой. Использует цитаты из сказок: «Беда, беда, бегите скорее сюда!»
- Активно выражает недовольство. Может сердиться, возмущаться, жаловаться, бормоча и жестикулируя.
- Выражает свою любовь через объятия и поцелуи.
- По-прежнему ожидает от родителей проявления их любви и внимания.
- Расплывается в улыбке, когда получает одобрение и похвалу за свои достижения. Ждет словесного поощрения своих успехов.
Что любит и хочет.
- Все подвижные игры (прятки, догонялки, лазалки).
- Упражнения в равновесии, бег, ползание, прыжки: «Давай будем ползать, как змея, или прыгать как зайчик?!»
- Физкультурные минутки со стихами, хороводы.
- Игры в мяч: бить по нему ногой и бежать за ним вдогонку.
- Логоритмика. Слушать, повторять слова, двигаться в такт.
- Танцевать под веселые песни.
- Любые игры на музыкальных инструментах с элементами угадывания: «Что звучит?»
- Кататься на качелях, каруселях.
- Всевозможные игры с песком, крупой, водой.
- Игры на исследование и наблюдение (бросать камень в лужу и следить за брызгами, ловить игрушечных рыбок на магнитную удочку, наблюдать, как ползет жук по дорожке и т.д.).
- Играть со взрослым в пальчиковые игры, дыхательные упражнения.
- Слушать, когда читают стихи о животных, потешки.
- Листать любимые сказки, пересказывать сюжет по картинке.
- Книжки с иллюстрациями зверей, животных, птиц.
- Конструировать постройки уже в сюжетной игре (дом для куклы, гараж для машинки).
- Складывать сортер.
- Пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаика, лото-животные, шнуровка.
- Цеплять и снимать прищепки, вешать магниты.
- Использовать строительные инструменты в сюжете (бить молоточком по гвоздику, ремонтировать машину отверткой)
- Ролевые игры (покормить куклу, разговаривать по телефону и т.д.).
- Смотреть кукольный театр.
- Лепить из теста, пластилина (катать, плющить, соединять, разрезать).
- Рисовать красками, фломастерами, цветными ручками.
- Помогать маме в быту (подмести и помыть пол, принести ложки, поставить чашки).
Помните, что ребенок 2-3 лет еще очень быстро утомляется и имеет непоследовательное поведение. Поэтому, подбирая развивающие игры для малыша, чередуйте смену его игровой деятельности каждые 2-3 мин. Ведь 5 минут одного и того же дела – это очень много для него. Более длительное время кроха может проводить за занятием с водой, песком или творчеством (рисованием красками, лепкой).
Вам необходима консультация детского психолога?
Возможна работа по Skype. Контакты для связи.
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!