Песочная терапия для детей

Проникнуть во внутренний мир ребенка очень сложно. Он не всегда может объяснить словами, что его тревожит и беспокоит. Песочная терапия – это  способ пробраться в подсознание крохи, понять, что происходит у него внутри и помочь ему решить психологические проблемы.

Игра в юнгианской песочнице превращается в незаметную психокоррекцию, во время которой психолог помогает восстановить гармонию малыша без психологического воздействия и медикаментов.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста, через интересные и захватывающие игры, безопасно, комфортно и, в тоже время, эффективно для ребенка, психолог побуждает его к решению психологических проблем.

Sanplay  вызывает у детей огромный интерес. В процессе игры они возводят горки, выкапывают ямки, делают борозды, оставляют отпечатки, выстраивают сказочный мир, используя различные фигурки и конструктор. Это очень интересно и познавательно. Играть в песок любят абсолютно все дети, так как для них это естественная среда. С возрастом меняется лишь сюжет и характер песочных построек.

Возможности песочной терапии.

  • Активизирует работу правого полушария мозга, отвечающего за образное мышление, восприятие информации, реальности в целом (это и творческие возможности, и интуиция, и способность адаптироваться в новых условиях).
  • Снижает тревоги, агрессию, избавляет от страхов, стабилизирует эмоциональный фон.
  • Позволяет стать уверенным в себе, успешным в будущем. Убирает блоки и препятствия у застенчивых, нерешительных детей.
  • Вдохновляет на взаимодействие с миром, экспериментирование и свободное ориентирование в пространстве.
  • Повышает уровень памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
  • Развивает мелкую моторику.
  • Пробуждает желание использовать активную речь у слабоговорящих детей.
  • Избавляет от психогенного заикания, вызванного психотравмирующими ситуациями.
  • Стимулирует к творчеству и проявлению своей фантазии.
  • Формирует чувство внутреннего контроля.
  • Усиливает возможность лучше адаптироваться при поступлении в детский сад, школу.
По теме:  Кризис 3 лет.

Какие страхи, тревоги, переживания испытывают дети чаще всего.

  1. Одиночество, особенно тяжело засыпать одному. Как уложить ребенка спать читайте здесь.
  2. Страх темноты. Как его преодолеть, читайте здесь.
  3. Сказочных персонажей – Дракона, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного.
  4. Виртуальных образов.
  5. Врачей, боли, уколов.
  6. Резких и внезапных звуков.
  7. Грозы (грома и молнии).
  8. Воды, когда очень глубоко.
  9. Если слишком высоко.
  10. Наказания.
  11. Опоздания (в школу или детский сад).
  12. После 6 лет, в период возрастного кризиса, ребенок может беспокоиться о том, что может умереть, заболеть или заразиться, что могут умереть его родители, напасть бандиты.
  13. Тревоги, связанные с разводом родителей.
  14. Низкая самооценка (у меня не получится, я не смогу).
  15. Переживания, вызванные плохой успеваемостью.

Явным сигналом внутренней тревоги и страхов могут служить вредные привычки (грызет ногти, сосет палец, психогенное заикание, нервный тик).

Ребенок особенно нуждается в психологической помощи, если он стал очевидцем трагических событий, пережил пожар, боевые действия, перенес физическое насилие, психологическое давление.

Оборудование для песочной терапии.

Песочница – деревянный ящик, стенки и дно которого окрашены в голубой цвет (символизирует небо и воду). Размер 50х70 см, глубина 8-10см.

Столик под песочницу – для удобства работы как со взрослыми, так и с детьми.

Песок – мелкой фракции (0,1-0,3), чистый, просеянный и прокаленный при t – 250°С. На ощупь он очень приятный, нежный и струящийся.

Вода – используется по желанию. Либо предлагается одна из двух песочниц на выбор. Одна – с мокрым песком, другая – с сухим.

Набор фигурок, размером 10-15 см. (Множество фигурок людей, животных, птиц, предметов обихода, конструктор Lego, деревья и кустарники, природные материалы – шишки, ракушки, камешки). Игрушки располагаются в удобном и доступном месте. Ребенок сам выбирает, какие игрушки ему использовать, выбирает свою последовательность размещения их на песочном поле.

По теме:  Развитие ребенка в 1,9-2 года.

Пластилин, предоставляющий возможность слепить недостающий предмет или персонаж.

Длительность курса по Песочной терапии

Одна сессия с ребенком длится 45 минут.

Для решения психо-эмоциональных проблем ребенка может потребоваться специально подобранная психологом программа, которая будет включать от 20 сессий-встреч.

На первой сессии происходит знакомство с малышом и диагностика.

Далее встречи направлены на психокоррекцию и формирование у него ресурсного состояния. Sandplay содержит в себе игру в песочнице, во время которой ребенок чувствует себя свободным, может выразить свою фантазию и творческий потенциал.

В заключение проводится повторная диагностика, позволяющая понять, насколько изменилось состояние крохи и что удалось ему осознать.

Песочная терапия в юнгианских песочницах предполагает больше индивидуальную работу с ребенком. Ведь у каждого своя проблема, которую нужно решить.

Проводит такие коррекционные сессии психолог — песочный терапевт, который обязательно:

  • прошел обучение по Песочной терапии (Sandplay) и у него есть подтверждающий документ;
  • обладает знаниями возрастной психологии и методами психокоррекции в рамках аналитической психологии;
  • прошел хотя бы 100 часов личной психотерапии,
  • имеет супервизии (от 30 часов).

Групповая работа с детьми тоже возможна, если она носит развивающий характер, но не более 4-6 человек в группе.

Противопоказания к применению песочной терапии.

  1. Повреждения кожи рук (кожные заболевания, порезы, ссадины, грибок, гнойники на руках).
  2. Психически нездоровые люди (шизофрения, эпилепсия).
  3. Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  4. Легочные заболевания.

Актуальность песочной терапии.

Песочная терапия используется не только для решения психологических и эмоциональных проблем. Она также служит хорошим методом при решении конфликтов у взрослых и детей школьного возраста, переживающих возрастные кризисы, помогает наладить сложные отношения с родителями и сверстниками.

Дети, прошедшие песочную терапию, становятся менее агрессивными, способными свободнее проявлять свои чувства, лучше управлять собой, легче взаимодействовать с социумом.

По теме:  Безопасность детей. Светофор.

Если у вашего ребенка:

  • Страхи и тревоги.
  • Агрессивное поведение.(дерется, кусается, применяет грубые слова).
  • Неуверенность в себе, зажатость, стеснительность.
  • Психогенное заикание.
  • Плохая адаптация в детском коллективе.
  • Переживания при разводе родителей.
  • Если он стал очевидцем трагических событий, пережил пожар, боевые действия, перенес физическое насилие, психологическое давление,

то смело обращайтесь за психологической помощью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *