И вот, наступил тот долгожданный день, когда вас с новорожденным выписывают из роддома. Детская комната уже подготовлена к вашему приезду. Вы укладываете малютку в кроватку и просите остальных членов семьи не шуметь, так как ребенок спит. Но вам совершенно не нужно ходить на цыпочках возле спящего малыша. Младенец рождается с пониженным уровнем слуха и обладает способностью задерживать посторонние шумы.
Слух новорожденного.
С самого рождения малютку окружают звуки: шум природных явлений – ветра, дождя, пение птиц, шелест деревьев, лай собак во дворе дома, шум и сигналы проезжающих машин, музыка и речь людей и т.д. Малыш этот шум слышит, но умеет не реагировать на него. А вот резкие звуки его раздражают, и он всем своим телом показывает свое отношение к ним. От громких и неожиданных звуков вздрагивает, реагирует движением лицевых мышц, изменяет дыхание. На спокойный голос мамы будет успокаиваться и засыпать.
Младенец испытывает большую потребность в звуках маминого голоса. Именно к ним он привык, находясь еще в утробе. Мамин голос успокаивает и убаюкивает, будто говорит: «Все хорошо! Мама рядом! Ты в безопасности!» Тем самым, ребенок учится доверять окружающему миру, такому большому и неизвестному.
На втором месяце жизни, в периоды бодрствования, реакция на звуки маминого голоса станет более оживленной. Малыш начнет перебирать ножками, махать ручками, призывая к взаимодействию. Так он сигнализирует о том, что готов слушать все, что захочет сказать его любимая мамочка. В такие моменты мама интуитивно начинает растягивать слова: Ауууууу! Агууууу! Привееееет! Чьи это у нас ноооожки?! А где наши руууууучки?!
Понаблюдайте за малюткой, когда вы чистите ему ушки. Он будет затихать, и прислушиваться к звукам шуршащей в ухе ваты.
Конечно, малютка не понимает, о чем с ним говорят, но он отчетливо слышит мамин голос, улавливает ее настроение. Ребенок слушает, и через подражание пытается воспроизвести услышанное. Так слух влияет на будущую речь. Поэтому, если вы проводите какие-либо манипуляции с ребенком – кормите, купаете, переодеваете – постоянно комментируйте ваши действия. Во время укачивания пойте песенки, рассказывайте сказки, читайте стихи наизусть. Младенец не осознает смысла слов, но, слушая вас, у него формируется слуховое внимание и слуховое восприятие.
Слуховое внимание – малыш сосредотачивается на звуке и учится определять, что и откуда издает такое звучание.
Слуховое восприятие – ребенок учится узнавать звуки речи и копировать ее.
Многие мамы отмахиваются от этого: «Ой, ну что я там буду рассказывать, он все равно не понимает, вот подрастет, тогда начну!» Это ошибочное мнение. Для того, чтобы ребенок научился воспроизводить звук, он должен развить в себе этот навык.
Как развивать слух новорожденного?
В малыше нужно формировать умение слушать голос взрослых, звуки природы, игрушек, музыкальных инструментов, окружающего мира. Постепенно знакомясь и накапливая новые звуки, ребенок будет развивать слуховую память, что позднее сформируется в способность узнавать эти звуки, а еще позднее научит понимать две важные категории того, что он слышит – «речь» или «не речь».
Полезно будет приобщать кроху к прослушиванию спокойных классических мелодий. Позже он начнет выбирать музыку, при которой будет засыпать, или наоборот, оживляться и радоваться. Доказано, что новорожденный отдает большее предпочтение той музыке, которую его мама слушала, будучи беременной.
Избегайте прослушивания громкой рок-музыки. Это может привести к нарушению слуха. Если при воспроизведении какой-либо мелодии вы вынуждены перекрикивать ее, значит это слишком громкая музыка и является небезопасной для малютки.
Когда ребенку исполнилось 4-5 недель, можно более активно заниматься с ним. Показывать окружающий мир, держа кроху в вертикальном положении спиной к себе, при этом прижимая ножки и поддерживая под грудку. Если вы будете перемещаться из одной комнаты в другую, у малыша появится возможность видеть и слышать все, что творится вокруг него.
Игра с погремушкой.
К концу первого месяца, пока малютка еще не умеет удерживать погремушку, но уже может фокусировать взгляд на ярком предмете, вы можете взять в руку погремушку, подержать ее на расстоянии 20 см от глаз ребеночка, потрясти ею, постучать по своей ладони. Можно легонько похлопать ею по пяточкам крохи, затем по кулачкам, чтоб она начала звенеть. Вашей задачей является знакомство карапуза со звуком. Не ждите от него бурной реакции.
На втором месяце можно добавить в игру вторую погремушку с другим звучанием. Покажите малютке одну погремушку, потрясите ею. Затем, такую же манипуляцию проделайте с другой погремушкой.
После шестой недели ребенок ненадолго сможет удерживать кольцеобразную погремушку в руке. Давайте карапузу подержать поочередно одну игрушку, затем другую. Покажите, как трясти погремушкой для получения звука.
Музыкальный мобиль.
На втором месяце можно вешать над кроваткой детский музыкальный мобиль. В этом возрасте малыш будет не только слышать его звук, но и наблюдать за его движением в течение 5-10 минут.
Ритмика.
Возьмите ребенка к себе лицом и положите его на свое плечо, придерживая руками за попу и спинку. Его голова должна быть на уровне вашей шеи, а ручки, согнутые в локтях, лежать, опираясь на ваше плечо. В таком положении малыш будет видеть все, что происходит впереди него. Двигайтесь по комнате в такт музыке, пританцовывая и слегка приседая. Используйте элементы Логоритмики.
Гимнастика.
Если вы делаете гимнастику или массаж, можно ставить музыку с ускоряющимся и замедляющимся ритмом.
Звуки природы.
Двенадцать песен соловья:
Песенка дятла:
Радуга оркестра-Желтый песок:
Гармония природы — щебет птиц:
Голос леса:
Тихие звуки тропического леса после дождя:
Пение птиц на рассвете:
Плеск воды на фоне музыки:
Сверчки:
Соловьиная роща:
Щебет пересмешника:
Если у вас появились дополнительные вопросы, вы можете задать их детскому психологу.
Для записи на консультацию контактная информация
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!