Самость использует индивидуальную психику
как средство передвижения.
Человека как будто везут по дороге индивидуации.
К.Г.Юнг
Когда я проходила профессиональную переподготовку в Институте Психоанализа в перечне необходимой для прочтения студентами литературы было это великолепное произведение Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо». Вначале я думала: «Для чего мне это читать? Как это относится к моей профессии?» Но, погрузившись в чтение, я изменила свое мнение.
Ведь в книге описано то состояние, с которым в какой-то момент сталкивается каждый из нас в своей жизни, но не каждый понимает, о чем это и для чего. И эта тема затрагивает не только индивидуальное поле каждого, но и коллективное. Достаточно посмотреть на то, что сейчас происходит в мире.
Читая и размышляя о написанном, я поймала себя на мысли, что люди в моем окружении переживают именно это состояние непонятного ожидания, бездействия. И все произведение пронизано сценой призрачного движения «в ожидании Годо». Кто такой Годо — непонятно, но все его ждут. Человек ли это? А может Дух глубин? Существует ли он? Или это нечто эфемерное? Каждый должен ответить на этот вопрос самостоятельно.
Что мы здесь делаем, вот о чем мы должны себя спросить. Нам повезло, что мы знаем. Да, во всем этом ужасном хаосе ясно одно: мы ждем, когда придет Годо.
Итак, о чем же пьеса? Давайте углубимся и поразмышляем.
Начальная сцена – статичная, но в ней персонажи находятся на дороге, при этом никуда не движутся. Главные персонажи – две пары.
Первая пара — Эстрагон и Владимир. Их жизнь не устроенна, живут они достаточно убого, едят – что попадется. Их одежда состоит из лохмотьев. Речь неразборчива. Эстрагон – человек нервный, импульсивный. А Владимир, как его противоположность, спокойный и заботливый. В одиночку они бы не выжили.
Вторая пара– Поццо и Лаки. Их отношения ярко представлены как взаимодействие господина и слуги, доминирования и подчинения, власти и бесправия. Конечно, здесь усматривается еще и дополнительный смысл – акцент на деление общества на слои. В этой паре один не может существовать без другого, полная созависимость друг от друга.
Дорога, на которой разыгрывается весь сюжет пьесы, показывает путь, как движение жизни. Здесь автор демонстрирует нам отсутствие движения на этой дороге, персонажи сидят в ожидании чего-то, какого-то Годо, а он все не приходит и не приходит. А они все сидят и ждут. И их жизнь так и проходит, в надежде на то, что что-то изменится. Они ничего не меняют, не предпринимают, хотя мысленно они хотели бы измениться.
Что совершенно точно, так это то, что в такой момент время течет медленно и заставляет нас разнообразить его поступками, которые, как бы это сказать, могут на первый взгляд показаться разумными, но к которым мы привыкли. Ты скажешь, что это чтобы не дать угаснуть нашему разуму. Это само собой разумеется. Но не блуждает ли он уже в вечной ночи подземелий, вот о чем я себя иногда спрашиваю.
Безусловно автор демонстрирует нам противоречивость человеческой натуры. Ведь если сидеть и ждать – это не соответствует самой жизни, ее замыслу, суть которой – развитие и движение вперед. А оно не наступает. Все сосредотачивается в одной точке пространства.
Для меня эта пьеса стала прекрасной метафорой того, какой может стать жизнь, если ограничиваться прежними способами понимания и действия. Мы можем утонуть в расщеплении между нашими фантазиями того, как должно быть, и реальностью, в которой мы все же оказываемся. И в ней так, как есть. И тогда есть смысл принести в жертву свои ригидные защиты и установки и открыться новому опыту, новому пониманию, чтобы почувствовать новый вкус жизни.
Концовка пьесы звучит так:
В. – Ну что, идем?
Э. – Идем.
Они не двигаются.
ЗАНАВЕС
Когда проживаешь все это с персонажами пьесы, внутри, в глубине что-то сдвигается. Это похоже на исследование скрытой жизни внутри себя. Расширяется сознание, появляется своего рода иной порядок и смысл. И ты уже иначе смотришь на СВОЙ жизненный путь.