Эта статья размещена здесь для того, чтобы, вы, дорогие друзья, знали, что будет потом, когда ваше чадо достигнет отрочества, и не было слишком поздно что-то менять. Потому что основа будущего закладывается именно в дошкольные годы. И все, что случается в детстве, накладывает огромный отпечаток на дальнейшую судьбу.
Для того, чтобы ваши дети, вступив в подростковый период, не пустились во все тяжкие, вам необходимо позволить им свободно пройти кризисы в три года и в семь лет. Если вы подавляли их, воспитывали в авторитарном режиме, были очень строги, не давали возможности беспрепятственно проживать эти этапы, то в подростковом возрасте они компенсируют все то, что не смогли взять раннее.
Что происходит в этот период?
Подростковый кризис называют кризисом самоуважения. Начинается в 11-12 лет, заканчивается в 15-16лет.
- Раньше родитель смотрел на своего подрастающего малыша свысока. В момент достижения им роста мамы, их глаза оказываются на одном уровне, и ребенок выходит из положения подавляемого, когда на него смотрели сверху вниз, и начинает требовать, чтоб с ним уже считались, как со взрослым.
- Снижается успеваемость в школе. Когда дошкольник только идет туда, его мотивация находится на высоте, он хочет идти получать знания, чувствовать себя в новом статусе, старается ради похвалы. Но спустя 2-3 года мотивация уходит, желание резко ослабевает, а нового стимула нет. Возникает вопрос: «Ради чего учиться?»
- Подросток стремится отстоять свою свободу и независимость от взрослого. Это проявляется в таких ситуациях, когда он требует без стука не входить в его комнату, потому что она для него, как персональная территория с его личными вещами и установленными им законами, куда вход возможен только с его разрешения. Более того, эта комната превращается в «берлогу» – в ней нет порядка, на письменном столе могут лежать груды «нужных» предметов. Родителям, конечно же, захочется убрать, чтобы все было идеально, особенно учитывая небольшие площади наших квартир. Начинаются скандалы по этому поводу. Если порядок наведен, то вскоре он снова нарушается. И это абсолютно нормально. У ребенка такая потребность. И если вы заметили, что у него в комнате все идеально сложено и царит полный порядок, который им регулярно поддерживается, значит, он болен.
- Подросток начинает грубить и дерзить, применять ненормативную лексику. Проявляются те чувства, которые были в 3 года жизни — неуважение к взрослому и пренебрежение, подразумевающие, что вы все глупые, а вот я лучше вас знаю, что и как делать и не нужно мне указывать.
- Новый виток отношений со сверстниками. Класс делится по какому-то определенному принципу. Кого-то отвергают, и он становится изгоем, а кто-то входит в круг избранных. Ярким примером может служить известный художественный фильм «Чучело», снятый по одноименной повести В. Железникова.
- Присутствует ранняя романтическая влюбленность. У некоторых она возникает еще в 8 лет. Не стоит смеяться, язвить и издеваться над влюбленным, лучше всячески поддерживать.
- Появляются новые увлечения, выбирается субкультура. Это могут быть неформальные группы, не признающие каких-то ценностей и устоявшихся норм общества. Музыкальные субкультуры (Хиппи, Панки и т.д.), арт-субкультуры (граффити), интернет-сообщества, спортивные и др. Главное в такой период узнать, чем именно увлекся подросток, поинтересоваться вместе с ним этой культурой, не противостоять , а позволять. Когда взрослый «в теме», ребенок находится под вашим присмотром и с ним можно договариваться. Постепенно насытившись, получив всю информацию об этой субкультуре, прожив в ней, интерес к ней теряется. Если же вы будете категорично настаивать на том, что его увлечение это полный бред, он пустится безудержно прожигать свою жизнь. Вы уже не будете знать, где он и с кем.
- Опасный момент — глубокий психологический дискомфорт (экзистенциальный кризис). Пессимистическое состояние, которое сопровождается чувствами тревоги и переживаний. Хочется побыть в одиночестве, уйти в себя. Задумывается о смысле своего существования, о собственной смертности.
Что важно делать родителям?
Постоянно находиться в контакте с ребенком. Он перестал мыться, ходит грязный, появились прыщи на лице – вы все равно его любите — любите не за что-то, а вопреки всему.
Верить в своего ребенка и поддерживать, всегда принимать его сторону, даже если весь мир против него.
Обязательно делиться (в повествовательной форме) своим жизненным опытом на примерах из своего собственного детства.
Не стоит требовать сверхзадач в учебе. Я знаю очень много успешных, здоровых и уверенных в себе троечников, которые открыли свое дело, своевременно определились в жизни. И встречаю невротичных отличников, которые отсиживаются в тени и боятся сделать шаг влево-вправо, не двигаются вперед, работают, не решаясь позволить себе самореализоваться. Поэтому, оценки в школе, это лишь оценки. Никогда не верьте, что ваш ребенок дурак, каким хотят его выставить через оценивание знаний. Оценочная система в школе не совершенна. Я не призываю — не учиться, я ставлю акцент на то, чтоб подрастающей личности было позволено проявление своих способностей. Если школьник не дружит с математикой, ну и пусть будет по ней не отлично, значит, проявит свои таланты в гуманитарных науках.
Не следует свою тревожность за будущее ребенка перекладывать на него самого. Это ваша тревога, не его. Это может проявляться в том, что родитель начинает шантаж: «Вот, не будешь учиться, не поступишь в институт, станешь бродягой и т.д.» Безусловно, учеба необходима. Но жизнь демонстрирует нам массу примеров, когда мы ценим не первое образование, полученное сразу после школы, а второе – которое мы осознанно получаем после 25-30 лет. Ребенок должен понимать, что у него есть все возможности получить образование тогда, когда у него появится желание. Главное, на чем стоит заострять свое внимание — чтобы он рос здоровым и счастливым.
Постоянно, но ненавязчиво, интересоваться жизнью подростка, поддерживать его интересы, принимать участие в запланированных им мероприятиях (помочь создать ему определенный имидж, позволить выражать себя через одежду, прическу).
Для подростка привлекательны совместные семейные вылазки (мама с дочкой устраивает шопинг, папа с сыном идет на футбол, все семьей где-то участвуют и т.д.).
Договариваться, искать и предлагать альтернативные варианты, а не запрещать. Запреты не работают, ребенок все равно будет это делать, просто говорить вам об этом уже не будет.
Подростковый период проходит. И вместе с ним уходят его кризисные проявления. Поэтому смело позволяйте своим детям раздвигать границы дозволенного, когда у них возникает в этом возрастная потребность.
Слова учат, а примеры влекут и заставляют подражать. Помните об этом!
Песочная терапия. Подростки.
Если вы не можете справиться с ситуацией самостоятельно, приходите на Песочную терапию.
Вот отрывок Песочной терапии с подростком:
«Мои родители перестали меня понимать. Они давят на меня. А ведь я уже не маленькая! У нас постоянные конфликты! Может я плохая?! Что происходит?»
Что показывает песочная картина?!
Она отражает переживания: остров в море, на нем замок, вокруг которого забор. Здесь безопасно! Некая отгороженность. То есть человек находит себя в пространстве, создает для себя тот уголок, где ему комфортно. В жизни это означает: «В мою комнату без стука просьба не входить! Ведь я уже не ребенок! Не нужно мной командовать! Я- как маленький мир во всем мире! Признайте, что я есть! Со мной нужно считаться! И тогда мы сможем договариваться!»
Это была диагностическая песочница- для понимания своих переживаний! Как быть дальше?!
Пройти несколько сессий песочной терапии, чтоб понять, как решать поставленные задачи, определить цели, сформировать адекватную самооценку, наладить взаимоотношения с родителями и т.д.
У вас появились дополнительные вопросы и вам нужна консультация?
Контактная информация для записи здесь.