Все родители задумываются над тем, отдавать ребенка в детский сад или нет. Они подсознательно тревожатся и беспокоятся. Их интересуют разные вопросы!
Для чего ходить в детский сад?
Изначально, детские сады были созданы для решения проблемы ухода и присмотра за детьми в период занятости их родителей. Поэтому и режим работы, в большинстве случаев, совпадает с графиком основного рабочего дня.
Какие же задачи поставлены в современном обществе перед детскими дошкольными учреждениями:
- Уход и присмотр за детьми до 7 лет.
- Питание и оздоровление. Прогулки на свежем воздухе.
- Обучение. Включает в себя интеллектуальную, физическую и творческую направленности.
- Наблюдение и выполнение корректировки выявленных отклонений в развитии ребенка. Привлечение таких специалистов, как логопед и психолог.
- Воспитание. Знакомство с общечеловеческими ценностями.
- Проведение тематических праздников.
Если мама имеет возможность не работать, то идеальная продолжительность пребывания крохи в детском саду — 4 часа. За это время он посещает развивающие занятия, учится взаимодействовать и делиться игрушками со сверстниками, приобретает навыки самостоятельности и т.д. А обедает и спит уже дома.
Многие родители не хотят вообще водить своих детей в дошкольные учреждения. Главная причина — частые болезни. Это происходит от того, что малыш попадает из привычной для него обстановки в новое, закрытое пространство с другой микрофлорой. Организм перестраивается, поэтому начинает заболевать с интервалом в 1-2 месяца. Когда иммунитет окрепнет, болезни отступят (в среднем, 2-3 раза в год). Зато, когда ваш ребеночек пойдет в школу, там уже недомогания будут случаться намного реже.
Поэтому, приступайте к адаптации своих детей, будучи еще в декретном отпуске. Не торопитесь выходить на работу.
Как выбрать детский сад? И что делать дальше?
- Для начала, вам следует выбрать детский садик, который будет посещать ваш кроха. Удобнее всего остановиться на том, который близко расположен к вашему дому. В первые месяцы пребывание в нем будет непродолжительным, пока не пройдете адаптацию.
- Погуляйте с малышом возле интересующего вас садика. Понаблюдайте, сколько раз выводят детей на прогулку. Обратите внимание на то, как обустроена на улице площадка для игр. Послушайте, по возможности, как ведут себя воспитатели с детьми. Присмотритесь к ним.
- Узнайте впечатления тех, кто уже водит своих детишек в это замечательное место. Поинтересуйтесь питанием. Какие блюда преобладают в меню? Есть ли молочное? Запеканки? Предлагаются ли овощи, фрукты, соки?
- Непременно познакомьтесь с заведующей. Именно она контролирует работу всего персонала. Как сможет наладить организационные моменты, так и будет. Хороший руководитель всегда держит руку на пульсе. Отлично осведомлен обо всем, что происходит в учреждении.
- Посмотрите помещение группы, где планируется пребывание вашего карапуза. Загляните в туалеты. Обычно у мам срабатывает инстинкт, и они еще на пороге знают, все ли подходит их детям или им предстоит поискать что-то другое.
- Заведите знакомство с предполагаемыми воспитателями. При поступлении малыша они всегда интересуются привычками, особенностями сна и предпочтениями в еде будущего воспитанника. Стоит рассказать об этом. Тогда им будет намного легче найти подход к ребенку. Оставьте свои контактные данные, чтоб в случае необходимости можно было с вами связаться.
- Неоценимый вклад в группе вносит няня. Именно она ухаживает за детками, моет, убирает, накладывает пищу. Поэтому приглядитесь к ее личностным качествам.
- Пообщайтесь с медсестрой. Она расскажет, какие справки принести. А вы, в свою очередь, сделайте пометки на медкарте ребенка о возможных аллергиях, требованиях к прививкам в ваше отсутствие.
- Запишите часы приемов психолога и логопеда, возьмите номера телефонов для контакта.
- Если вы выходите на работу, продумайте, кто будет отводить и забирать ребенка.
- Обязательно привейте ребеночку культурно — гигиенические навыки. Обучите его пользоваться туалетом, горшком.
- Режим дня перестройте по графику детского сада. Во сколько завтракают, обедают и ложатся спать. Чтоб ваш крошка заранее успел к нему привыкнуть.
Ориентировочный режим дня государственного детского сада
ВРЕМЯ |
РАСПОРЯДОК ДНЯ |
7:30-8:20 |
Прием детей |
8:20-8:30 |
Зарядка |
8:30-9:00 |
Завтрак |
9:00-10:00 |
Развивающие занятия |
10:00-11:30 |
Прогулка |
11:30-12:30 |
Развивающие занятия |
12:30-13:00 |
Обед |
13:00-15:00 |
Сон |
15:00-15:30 |
Закаливающие процедуры |
15:30-16:00 |
Полдник |
16:00-17:00 |
Творческие занятия, свободная игра |
17:00-19:00 |
Прогулка и уход детей домой |
Время может сдвигаться в +,- 30 мин., в связи с сезонностью и возрастом воспитанников.
- Введите примерный рацион питания детского сада. Чтоб малышу были знакомы блюда, с которыми он в дальнейшем столкнется. Научите есть самостоятельно. Бывает, у родителей не хватает терпения ждать, и они садятся докармливать. Не стоит этого делать. Дайте возможность ребеночку самому хорошо отработать этот навык, будучи еще дома. Ведь темпы жизни в саду и в домашних условиях различны. И если карапуз не успевает собраться на прогулку или поесть, а его еще в этот момент кто-то подстегивает – быстрей, быстрей, — возникает эмоциональный стресс. Действия становятся еще более заторможенными и вялыми.
- Побеседуйте со своим малышом о предстоящем событии. Расскажите ему, что его ожидает новое, интересное и увлекательное место, где дети все вместе весело проводят время, едят волшебную кашку, поют песенки, танцуют и играют.
- Если кроха хочет взять с собой свою любимую игрушку, не отказывайте ему в этом. Ему так будет спокойнее.
- Не позволяйте себе обсуждать воспитателя, его методы воспитания и действия в присутствии ребенка. Это может осложнить их взаимодействие, а образ педагога в его сознании станет отрицательным.
Если ребенок не хочет оставаться без мамы. Как приучить его к этому?
Для того, чтобы карапузик привыкал находиться без мамы, можно:
- Приглашать родную бабушку на 1-2 часа в день.
- Нанять приходящую няню. Вначале будьте рядом, пока ребеночек не привыкнет к новому человеку. Спустя 2-3 дня сможете отлучаться на 1 час, оставив его с няней. Но держите с ней связь, чтоб, в случае появления тревожности у малютки, смогли скорее прийти обратно. Будьте готовы к тому, что когда вернетесь, малыш захочет все ваше внимание забрать себе. Это значит, не просто быть рядом с ним и заниматься своими делами параллельно, пока он играет, а именно принимать активное участие в его занятиях.
- Приобщать мужа посидеть с крошкой 1 час без вашего участия. Если он не знает, что делать – расскажите и покажите. В крайнем случае, может совместно с малышом полистать детскую книгу с яркими картинками.
- Если нет возможности прибегнуть к посторонней помощи, предлагаю вам регулярно играть в прятки с малышом:
Игра «КУ-КУ».
Мама ходит в поле зрения крохи. Затем скрывается на 5-10 минут в другой комнате. Ребенок, увидев, что мамы рядом нет, начинает искать ее. И лишь после того, как найдет, она появляется и радостно восклицает: «КУ-КУ!»
Играйте в эту игру с продолжительными повторами. Если карапуз долго не может вас найти, подыграйте ему. Пусть он вас всегда находит. Тогда у него появится ощущение, что мамы не видно, но она рядом.
- Можете начать посещать детский развивающий центр. У многих из них есть услуга – адаптация к детскому саду, где занятия проводят вначале вместе с мамой, затем она присутствует в комнате, но уже не участвует, и постепенно ее присутствие сводится к минимуму. Рекомендую их посетить, хоть и платно. Они непродолжительны по времени, и обучение проходит в игровой форме.
Что такое адаптация?
С рождения между малышом и мамой устанавливается первичный эмоциональный контакт. Если мамуля активно проявляет свои чувства и эмоции к своему новорожденному, постоянно разговаривает с ним, обнимает, то в будущем крошка вырастет чутким и внимательным, сможет испытывать и выражать любовь, привязанность, отзывчивость и сострадание.
Если вашему малютке еще не исполнилось 3-х лет, он не ощущает особой потребности во взаимодействии с ровесниками. Для него именно взрослый является образцом для подражания. И поскольку малыш в таком возрасте очень привязан к матери, соответственно, разлука с ней переносится болезненно. Даже, если мамочка внешне остается спокойной, некоторые мелочи выдают ее эмоциональное напряжение. А кроха мигом это чувствует. И сам начинает испытывать нервозность и страх.
Адаптация – это приспособление организма к новым условиям пребывания.
И чтоб она стала безболезненной для карапуза, его следует подготовить.
Как помочь малышу приспособиться к детскому саду?
Предоставьте ему возможность постепенно привыкнуть к новой среде. Можно начать с 2-3 посещений в неделю на короткий период времени, чтоб ребеночек не переживал и не боялся находиться в других ситуациях с незнакомыми людьми. Адаптация обычно занимает от 1 до 3 недель. Но бывает, что затягивается и на полгода, год.
Будет хорошо, если родителю позволят находиться с малышом на этот период. Тревога и напряженность, тем самым, будут снижаться. А если мама примет участие в ходе занятия, то и сам карапуз начнет более энергично себя проявлять. Конечно, роль близкого человека на занятии постепенно нужно будет снижать до минимума.
Очень важен психофизиологический фактор. Физические и нервно-психические перегрузки могут негативно сказываться на здоровье малыша. Если он встречает слишком строгого воспитателя, не способного шутить и радоваться, наказывающего за незначительные нарушения дисциплины, то испытывает постоянное напряжение. Он боится сделать что-то не так, соответственно, теряет уверенность в своих силах, прячется в свою скорлупу. Желание приходить к такому человеку пропадает напрочь.
Настоящий воспитатель детского сада – это человек знающий, добрый, внимательный, искренний. И главное, любящий детей. Ведь как случается — шапку не завязали или шарф и все, дите простудилось. Поэтому, по возможности, выбирайте чуткого педагога. Если ваш крошка после прогулки вспотел – чтоб сразу переодевали. А если плохо кушает — хватило фантазии рассказать, что пока он гулял, приходила коровка и зайка и принесли гостинцы — молочка и морковки.
А бывает и так, что отец с матерью, не познакомившись достаточно с сотрудниками, не узнав об их личностных качествах, недоверчиво и предвзято к ним относятся, что усиливает чувство тревоги. В результате, родители выражают свое негативное отношение и создают конфликтные ситуации внутри садика. А малыш, чувствуя такое состояние близкого человека, естественно, старается подыграть. В этом случае его привыкание к новым обстоятельствам затягивается на более длительный срок. Вот почему очень важно, какие убеждения будут царить в семье, как перед началом, так и в последующие дни пребывания в саду.
По возвращении из садика разрешайте играть своим детям в подвижные игры, потому как их движения в течение дня в группе несколько скованны. Позволяйте разрядиться накопившемуся у них напряжению.
Как определить, насколько хорошо прошла адаптация к другим условиям?
Если вы видите, что у малютки появилось доверие к окружающим предметам в группе, ему там интересно и весело, он в привычном ритме ест и спит, у него есть четкая установка «Мама всегда за мной возвращается», тогда вы все сделали правильно.
Что взять ребенку в детский сад из вещей?
1. Сменное белье – разложите по пакетикам:
- Трусики – 2 шт.
- Майки – 2 шт.
- Футболка – 1шт. Длинный рукав – зимой, короткий – летом.
- Колготки и носочки – по 2 пары.
- Юбка (девочкам), шорты, штанишки (если ребенок обмочится, испачкается)
- Пижама.
2. Расческа.
3. Заколка и резинка для волос (для девочек).
4. Для занятий физкультурой — спортивные трикотажные шортики и футболочка.
5. Чешки. Советую покупать белого цвета. Они отлично подойдут не только для ЛФК, но и для различных торжественных мероприятий в детском саду. Великолепно смотрятся в сочетании с белыми носками или гольфами и любым платьем либо маскарадным костюмом. Не придется дополнительно под праздничный наряд приобретать туфли, если захотите сэкономить.
6. Сменная обувь, с моющейся, не скользкой подошвой, с закрытым задником. Босоножки или сандалии с застежкой на липучке. Резиновую обувь лучше не использовать. В ней нога потеет и прилегает неплотно. При подвижной игре велика вероятность падения в них.
7. Справка от врача о том, что ребенок здоров и может посещать дошкольное учреждение.
8. Медкарта для детского сада с указанием прививок.
Первый день в детском саду. Что ожидать?
Подготовьтесь к первому дню с вечера. Выберите вместе с малышом одежду.
- Она должна быть чистой и проглаженной.
- Выбирайте удобные вещи, чтоб было легко раздеться, когда малыш захочет сходить на горшок или будет готовиться ко сну.
- Подходящей по размеру. Много раз наблюдала картину, как неудобно деткам, у которых постоянно сползают колготки, собираются гармошкой и затрудняют передвижение.
- Не стоит надевать слишком дорогие наряды. Потому что воспитатель будет чувствовать себя в напряжении, регулярно одергивая и окрикивая вашего кроху, чтоб тот не запачкался. А ведь ему захочется поиграть в песке либо взобраться на игровые сооружения на участке. А в группе будет лепить из пластилина, клеить и рисовать красками.
Если крошечку не приучали оставаться без мамы, то первые дни в детском саду, вероятнее всего, окажутся тяжелыми. На второй день он может просто не хотеть идти туда. Придумайте для него приключение с любимой зверушкой.
К примеру:
— Давай поведем нашего Мишу в садик, все ему там покажем, где кушать и спать, какими игрушками можно играть. Будет очень интересно и тебе и Мише!
При расставании возможен отчаянный плач ребеночка. Тут сердце матери начнет разрываться на мелкие частички. Но не следует сильно волноваться. Настройте себя на позитив. И тогда ваш малютка быстрее успокоится и сможет отвлечься яркими игрушками.
После детского сада проводите с ребенком больше времени, обнимайте его, общайтесь, просто гуляйте.
И, спустя какой-то период, вы заметите положительную динамику в развитии малыша. Он принесет новые слова и выражения, станет более развитым и самостоятельным.
Может в частный детский сад?
Не будем лукавить, если скажем, что в частных детских садах замечается прямая заинтересованность в посещаемости детей, где пристально следят за тем, чтоб они меньше болели. В то время, как в обычных государственных она чувствуется хуже.
- В группах по 8-10 человек. Это идеальное количество, как для воспитателя, так и для детишек в целом.
- В помещении проводится регулярная дезинфекция и проветривание.
- Используются бактерицидные кварцевые лампы.
- Сбалансированное питание с обилием соков, овощей и фруктов.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Опытные педагоги, прошедшие тщательный отбор.
- Глубина и разнообразие развивающих занятий.
- Использование современных методик и пособий.
- Охрана помещения.
Если вы отдаете малютку на полный рабочий день, обратите внимание:
— есть ли при таком частном садике площадка для игр на улице. Это частая проблема, с которой они сталкиваются.
— в каких условиях предлагается сон в детском саду.
Конечно же, каждый родитель определяет сам, что предпочесть для своего крохи. Зачастую, решающую роль в этом играет стоимость услуг. Сравнив цену и качество, принимайте правильное решение.
Пусть ваше чадо, переступая порог детского сада, испытывает радость и удовольствие, приобретает ощущение уюта и комфорта. А часы разлуки с любимой мамочкой кажутся лишь мгновением.
Уважаемые читатели!
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях. Это будет Ваше лучшее «спасибо» за материал.
Если у вас появились дополнительные вопросы, вы можете задать их детскому психологу.
Для записи на консультацию контактная информация
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Я поменяла три сада, прежде чем нашла оптимальный вариант! Надо искать хорошего воспитателя и добрую и внимательную нянечку. Только потому, что нужно было выходить на работу, отдала дочку. Да и как может воспитатель уследить за всей группой более 20 человек.