Ребенок не всегда может сказать о том, чего он боится. То есть, если это осознанно и ребенок умеет говорить, то он вполне способен сообщить маме, что он боится, например, темноты. Он говорит: «Мама, мне страшно, посиди со мной. Под моей кроватью монстры, а еще они в шкафу». Или малыш может испугаться высокой качели, непонятной игрушки. И он об этом тоже может сказать. То есть смысл в том, что ребенок осознает и может это вербально передать. И когда нам известно с чем мы имеем дело, то достаточно поддержать малыша, озвучить его чувства, попытаться решить проблему.
Но есть страхи, которые сидят глубоко в бессознательном крохи. Он их чувствует, но не может передать словами, но способен отреагировать в поведении через агрессию. И тогда ребенок может кричать, что-то разрушать, с кем-то вступать в борьбу, чтоб выпустить этот страх через моторную разрядку. И вот что это за страхи и что с ними делать — чаще всего приходится исследовать в процессе психоаналитической работы с ребенком.
Так что же это за страхи такие?
С чем обычно сталкивается аналитик в процессе психоаналитической работы с детьми?
Поделюсь своим опытом.
1. Ребенку страшно от самих его реакций на то, что он испытывает агрессивные чувства. Да, мы рождены со встроенной агрессией. Вспомните ваших детей при грудном вскармливании! Пока малютка питается из одной груди, он при этом может кусать маму, хватать, бить кулачком, царапать. Это и говорит о врожденных агрессивных импульсах человека. Без них не выжить в мире. И да, он не хочет сознательно разрушить маму. Он делает это бессознательно, без умысла, не контролируя процессы.
2. Магическое мышление, фантазии о всемогуществе также пугают малыша. Ведь нарисованные на картинке персонажи, игрушечные драконы, увиденные зомби в художественном фильме, страшилки в компьютерной игре вполне себе могут приходить в виде кошмарных чудищ в сновидении— все это воспринимается крохой как вполне себе реальные объекты, которые могут поглотить, сожрать, убить. И это очень страшно.
3. Страх потерять родительскую любовь при появлении в семье братьев/сестер. Это порождает ревность. А ревность ужасает малыша, потому что в его мире страшно быть тем, кого могут заменить на другого малыша. И тогда поведение первенца меняется, он пытается «перетащить одеяло на себя», хочет обратить на себя внимание. Ау, родители, я здесь!! и делает все возможное, чтоб не стать замещенным в этой любви.
4. Неспособность контролировать телесные функции тоже вызывает страх. Страшно обмочить штанишки, не успеть испражниться или, наоборот, запоры у ребенка, когда он хочет в туалет, но сходить не может.
5. Страх отвержения со стороны сверстников — когда кто-то не хочет дружить, играть. Это приводит к страданию. И тогда ребенку тоже страшно — а вдруг со мной никто не захочет дружить? Я останусь один? Это пугает.
6. И есть еще один страх. Он возникает в результате неадекватного исследования реальности, когда ребенок сталкивается с жестокостью и насилием в собственной семье. Ему приходится находиться, исследовать и адаптироваться к тому, что есть. И такая угрожающая реальность может ужасать.
Спасибо за ценную информацию.