Многие слышали об удивительном методе Эбру – рисунках на воде. Как они получаются? Каким способом сохраняются? Что и как лучше использовать? Обо всем этом вы узнаете в этой статье, а также получите практические рекомендации от опытного мастера Эбру. Читайте и создавайте неповторимое!
Творчество – это чудо, созданное вашими руками! Чтобы стать участником творческого процесса, достаточно лишь захотеть! Наш мозг так устроен, что обычные линии могут превратиться в нашей фантазии в знакомые образы и фигуры. А чтоб оживить эту картинку, достаточно взять кисти и краски!
Вам необходима консультация детского психолога?
Возможна работа по Skype. Контакты для связи.
1. Эбру. Рисунки на воде.
Создание картин на воде – это древневосточное искусство, под названием Эбру. Рисунки на воде неповторимы. Копию на воде создать невозможно, ввиду сочетания движения красок и водной глади. Конечно же, в этом нет никакого волшебства. Изображение на водной поверхности держится и сохраняется благодаря поверхностному натяжению. Но именно игра красок на подвижной поверхности заставляет почувствовать себя магом и чародеем.
Начиная работу, отключите свое логическое мышление на время. Не стоит думать о том, получится у вас или нет. Понаблюдайте, как краска ведет себя на поверхности. Что вы чувствуете при этом?! Окунитесь целиком в этот завораживающий процесс. Ведь мы состоим из воды. Наша энергетика влияет на воду, а ее ответная реакция воздействует на нас. Происходит взаимный обмен энергиями. И в результате такой интересный симбиоз воплощается в шедевр.
Многие художники техникой Эбру создают фон, и на нем уже дополнительно дописывают картины акварелью.
Начиная с 5 летнего возраста можно привлекать к процессу своего ребенка. Не забывайте о технике безопасности. Придется использовать острые предметы.
Цвет имеет большое значение в работах ребенка, когда он переносит свое эмоциональное состояние на рисунок. Ведь все детские впечатления отражаются в их спонтанном рисовании. Любой перенесенный стресс и переживание можно устранить, обеспечив ребенка красками.
2. Материалы, используемые в ЭБРУ:
1. Краски Эбру — 9 основных цветов:
- Красный,
- Фиолетовый,
- Желтый,
- Белый,
- Зеленый,
- Коричневый,
- Синий,
- Темно-синий,
- Черный.
2. Поддон из оцинкованного железа, размер 35 х 50.
3. Раствор Китре — вода для Эбру. В ее состав входит смола кустарника Гевен. Собранную смолу сушат, перетирают в порошок, добавляют в воду, настаивают и процеживают. Готовый раствор вы сможете купить в магазине для художников.
4. Желчь – позволяет раскрыть краску на воде.
5. Кисти – 9 шт. для каждого цвета. Кисть имеет пористую основу, за счет чего краска задерживается и, в случае надобности, выдает определенные порции.
6. Шило — тонкое, среднее, толстое:
- Толстое шило поставит самую большую точку.
- Среднее шило – применяют при создании цветов.
- Тонкое шило – используется для мелких и изящных деталей (прорисовать веточку).
7. Гребни для чешуйчатого узора (с редкими и густыми зубцами)
8. Бумага офисная 80 г/м2., А3, по формату поддона.
9. Салфетки для очищения шила.
10. Пипетка специальная.
3. Техника рисования.
Перед началом работы аккуратно снимите предварительно оставленный на поверхности воды лист бумаги. Для этого, при помощи шила, подхватите пальцами нижний левый угол листа и приподнимите его. Возьмитесь за второй нижний угол и, вытирая о бортик лист, смело приподнимите и вытяните его.
Как раскрываются краски?
Каждое ваше произведение на воде будет появляться из одной точки. Приступая к работе, необходимо проверить, как раскрываются краски на поверхности воды. Для этого окуните шило в краску и перенесите эту капельку на воду. Обратите внимание, как краска расходится на воде. Если она хорошо двигается, быстро раскрывается, значит, консистенция воды и краски готова для творчества. Если вы видите, что она сразу тонет, следовательно, ее следует разбавить желчью.
Разбрызгивать на каждую картину можно не более шести цветов натуральных красок. Искусственных красок используют не больше трех. Натуральные краски Эбру лучше держатся на воде. Они не проваливаются, не тонут. С их помощью можно рисовать в течение 2 часов. Поэтому, предпочтительнее использовать оригинальные материалы — уже правильно разведенные и подготовленные.
Краски, в зависимости от цвета, ведут себя по-разному. Почему так происходит? Вся тайна в их составе. К примеру, синий и фиолетовый цвета раскрываются медленно. Красный – самый капризный из цветов. Раскрывается тяжело и неторопливо. Но ведь нам это и нужно. Красный должен быть более концентрированным и плотным, чтоб его можно было расходовать для создания бутонов у цветов. По скорости раскрытия за ним следует зеленый, потом синий. Если вы видите, что краска не раскрывается, добавьте в нее несколько капель желчи. Аптечную желчь использовать не стоит, она не работает.
Как проверить консистенцию воды в поддоне?
Не очень глубоко опустите шило в воду и проведите им линию из стороны в сторону. Вы увидите, как водичка двигается, значит, она работает. Когда вы проведете шилом по краске, которую только что проверяли на раскрываемость, она должна пойти за инструментом и остановиться. Если наблюдается обратный процесс, «эффект резинки», и вы видите, как вода натягивается, значит консистенция немного густовата. Учитывайте, что на пятой — шестой картине водичка станет гуще. Это происходит за счет того, что через некоторое время верхний, самый жидкий слой снимется вместе с красками.
Возьмите выбранную баночку с краской. Опустите в нее кисть. Тщательно перемешайте краску, потому как она имеет свойство оседать на дно. Достаньте кисть, придавив ее на кончике, чтоб немного отжать, и разбрызгайте краску на поверхность воды.
Окуните в раствор шило средней толщины и начните водить им от одного бортика к другому, создавая ровные линии. От глубины погружения инструмента зависит длина и степень растяжения узора, насколько он вытянется у вас. При использовании тонкого шила можно нарисовать спиральки. Получится изображение гнезда или ракушки.
4. Кисть. Как правильно держать и пользоваться кистью?
Кисти для Эбру изготавливают из стебля кустовой розы и жесткого конского ворса. Благодаря пористой основе стебля, она набирает в себя, а потом выдает определенное количество краски. Кисть в Эбру используется только лишь для разбрызгивания нужного количества краски.
Также можно применять бамбуковую ветку. А вот обычная беличья кисть не подойдет, так как щетинки слишком мягкие и не в состоянии порционно разбрызгать краску.
Обратите внимание на то, что есть кисточки с коротким ворсом, а есть с длинным. С коротким ворсом кисть можно не отжимать перед разбрызгиванием, а слегка вытирать о бортик баночки с краской. Отжимать кисть следует для того, чтобы на ней не скапливались излишки краски, которые могут падать на дно поддона тяжелым грузом.
Чем длиннее черенок у кисточки, тем сильнее амортизация при ударе о ладонь.
Правой рукой вы держите за черенок и начинаете разбрызгивать краску по поверхности воды, слегка ударяя центральной частью кисточки о ладонь левой руки. Когда вы держите кисточку за кончик черенка, происходит амортизация всей остальной ее части. Но если вы будете ударять рукой у основания ворсин, в районе манжета, то амортизации не будет, краска будет неправильно разбрызгиваться. Левую руку лучше держать либо по центру кисточки, либо ближе к правой руке. При таком движении краска будет разбрызгиваться равномерно. Вам не придется усиливать удары. Да и поверхность стола не будет пачкаться.
Брызги начинайте производить в направлении от основания вашей будущей картины, слева направо, постепенно поднимаясь. Таким образом, вы сможете закрыть всю поверхность воды и получить фон.
Можно делать более крупные капли в виде гнезд.
5. Состав красок Эбру. Как ведет себя краска в воде?
Все краски состоят из натуральных компонентов. Каждый цвет имеет свою фактуру:
- Красный – сок красной капусты.
- Желтый – минеральный пигмент природного мышьяка.
- Зеленый – сочетание синего и желтого цветов.
- Синий – натуральная синька.
- Темно-синий – особый сорт натуральной синьки.
- Черный – печная сажа.
- Белый – свинцовые белила.
В краску добавляется компонент — бычья желчь, благодаря которому она не проваливается, а раскрывается на поверхности. При отсутствии этого компонента, краска останется неподвижной.
Как сочетаются цвета?
Желтый с красным.
Фиолетовый с розовым.
Синий с желтым.
6. Как правильно переносить изображение на бумагу, во избежание дефектов.
Лист нужно держать по диагонали, за противоположные концы. Уголки держите приподнятыми. Первым опускаете нижний левый угол на поверхность воды, при этом кончик из рук не выпускаете. Когда угол бумаги коснется воды, начинаете последовательно и медленно опускать противоположные углы и стороны бумаги. И в последнюю очередь отпускаете зажатый пальцами кончик левого нижнего уголка. Это вы делаете для того, чтобы не появилось пузырьков между бумагой и поверхностью воды. Иначе в итоге, на вашей работе, возникнет белое пятно.
После того, как на созданную картинку наложили бумагу, слегка прогладьте поверхность бумаги. Старайтесь не сильно нажимать, чтоб вода не проступила на бумагу. Проследите за тем, чтоб бортик поддона был чистым, когда будете снимать картину с поверхности воды. В случае необходимости, чтоб не испачкать ваш шедевр, оботрите салфеткой от лишней краски и воды края емкости. Приподнимите нижние уголки листа и потяните его на себя под углом, т.е. не вниз по бортику и не вверх, а по диагонали. Ваша задача снять с бумаги излишки воды.
7. Мастер рисования ЭБРУ дает рекомендации:
- Вода, т.е. раствор – это основа, она не должна быть сильно густой.
- Когда вы налили в поддон специальный раствор для рисования, прикройте его сверху листом бумаги Аз, во избежание попадания в него мусора.
- Не нужно махать над водой посторонними предметами, иначе на поверхности будут появляться мелкие соринки, а они создают пустоту на картине. Любая пылинка, попадая на воду, образует кружочки, разъедающие краску и создающие пустоту. Поэтому, в процессе работы держите салфетку, зажатой в руке, сбоку от создаваемой картины.
- Для фона часто используют синий цвет. Если будет слишком насыщенная концентрация первого цвета для заднего плана, то последующие краски будут раскрываться сложнее. Поэтому, старайтесь регулировать первый цвет.
- Для каждой баночки краски своя кисточка, во избежание смешения цветов.
- На одну картину брызгать не более 6 цветов красок.
- Количество желчи в краске определяет степень загустения.
- Держать шило с краской и ставить точку необходимо строго вертикально, не под углом. Иначе капля создаст на воде не круг, а другую фигуру.
- Шило всегда должно быть сухим. После каждого погружения обязательно протирайте его салфеткой.
- Сушить завершенные картины лучше на ровной поверхности.
Вам необходима консультация детского психолога?
Возможна работа по Skype. Контакты для связи.
Уважаемые читатели!
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях. Это будет Ваше лучшее «спасибо» за материал.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!